Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Работа с родителями»
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников (Ахутина Т.В., 2000). Здоровьесберегающие технологии становятся всё популярнее в организации занятий с дошкольниками, хотя являются актуальными на протяжении уже достаточно длительного времени.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физической культуре и воспитателями дошкольный образовательных учреждений (ДОУ) в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Немалую роль в воспитательном процессе детей дошкольного возраста играет семья, а именно родители. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, многие используют разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно-развивающей среды; работа с родительским комитетом группы; тренинги; родительские гостиные; почта Доверия, анкетирование (Гаврючина Л.В., 2007).
В нашей работе использовались совместные занятия детей средней и старшей групп и родителей (взрослых) на базе ДОУ № 125. На занятиях были предложены средства современных видов гимнастики: фитнес-йога и калланетика.
Построение занятий происходило по классической схеме – подготовительная, основная и заключительная часть. В подготовительной части занятия предлагались упражнения с гимнастическим инвентарем (мячи, обручи, палки) под музыкальное сопровождение.
Основная часть содержала в себе выполнение упражнений фитнес-йоги (асан) в парах: взрослый и ребенок, упражнения калланетики. В заключительной части занятия давались упражнения на внимание, дыхание, игровые задания.
Парное выполнение упражнений фитнес-йоги является наиболее эффективным видов взаимодействия взрослого и ребенка. Дети смотрят как взрослые выполняют упражнения и стремятся выполнить не «хуже». Улучшение организованности, стремление выполнять сложные упражнения, или простые упражнения, но более полезные для организма – всё это способствует наиболее высокому проявлению различных качеств детей.
Более того, фитнес-йога в настоящее время, занимает ведущее место среди оздоровительных направлений в физической культуре взрослого населения. Направленность фитнес-йоги заключается в овладении физическими упражнениями и познании своего тела. Родители имеют желание заниматься фитнес-йогой, но в основном недостаток времени и средств сказывается на невозможности посещения спортивных клубов, залов и т.д.
Упражнения фитнес-йоги в основе своей состояли из выполнения несложных поз с задержкой дыхания, с глубоким вдохом и выдохом. Продолжительность каждой позы – 20 секунд. После выполнения упражнения давались игровые задания на внимание, координацию, на силу мышц, гибкость.
Основные асаны для совместных занятий: упражнения с прогибанием тела (а ребенок находится под телом родителя). Например, взрослый выполняет положение «планки» – упор стоя, согнувшись, а ребенок – между руками и ногами. Выполнение упражнения осуществляется на вдохе, а заканчивать упражнение – на выдохе.
К наиболее распространенным асанам, предложенными нами являлись также: упражнения с подниманием ног вверх (положение перевернутого угла), назад (рыбка), упражнения типа «кошка» и т.д. Каждое положение фитнес-йоги чередовалось с выполнением упражнений калланетики, целью которых были растягивание наиболее загруженных в асане мышц. Например, при выполнении позы «плуг» растягивающими упражнениями были следующие – наклон вперед из положения сидя и стоя.
Игровые задания в конце занятия проводились в соревновательной форме: взрослые против детей. Предлагается игра или задание, после чего выбирается ведущий (ребенок). Две команды: взрослые и дети, располагаются друг против друга и организуется игра. Игры подбирались не на скорость выполнения, а на качество выполнения отдельных гимнастических элементов (асан).
В результате совместных действий (занятий) повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их познавательной инициативы. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Литература:
1. Экспериментальная группа. ГБДОУ № 125, Адмиралтейский район, г. Санкт-Петербург
2. Начало занятия
Автор: Айзятуллова Гульнара Рафаильевна, кандидат педагогических наук, доцент НГУ имени П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Гульнара Рафаильевна, вы говорите о работе с родителями, но на фотографиях только дети. Надо было ярче оформить работу.