Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Дошкольное детство – период, когда ребенок полностью нуждается в защите и поддержке взрослого. Во многом от взрослых зависит, каким станет малыш. Детский сад не только готовит детей к школе, но и помогает родителям, желающим заниматься со своими детьми, но не имеющим для этого необходимых знаний. В данной статье мы предлагаем познакомиться с одной из форм работы с родителями, которая «прижилась» в детском саду «Жемчужинка» города Озёрска Челябинской области.
Родительский клуб «Матрёшка» функционирует в учреждении первый год. Возник он по инициативе триады педагогов-единомышленников, которые являются авторами Положения о Клубе, разработчиками анкет, перспективных планов, конспектов занятий.
Это неформальное объединение родителей и коррекционных педагогов ДОУ (учитель-дефектолог и учителя-логопеды). Основная направленность клуба – коррекционная. Это связано с тем, что, как правило, на коррекционную работу берутся дети с 5-ти летнего возраста, поэтому часто сенситивный период формирования и развития речи и психических процессов оказывается уже упущенным. Данный вывод сделан на основании результатов речевой диагностики детей 2-3 лет. Если в 2009 году детей с ЗРР (задержкой речевого развития) было всего 2 человека, то к 2012 году их стало 12 человек, что доказывает рост речевых и др. нарушений.
Именно поэтому деятельность клуба направлена на работу с родителями и детьми раннего возраста, когда в игровой деятельности можно провести профилактику по речевому отставанию и отставанию в формировании психических процессов.
Предварительно были разработаны и запущены анкеты для родителей и воспитателей групп, целью которых было определение уровня сформированности игровой деятельности детей и компетентности родителей в данном вопросе. Анализ анкет показал, что большинство родителей не знают чем занять ребенка дома. Низкая осведомленность родителей в вопросах развития говорит о том, что родители и не догадываются, что игра – это не просто манипулятивные действия с предметами (игрушками), а это школа жизни для ребенка, что через игру он познает мир.
Анкетирование подсказало, что назрела необходимость в оказании «скорой» помощи родителям, такой помощи, которая позволит родителям стать непосредственными участниками образовательного процесса.
Название для Клуба выбрано не случайно. Ведь матрёшка – это символ материнства, символ большой дружной семьи.
Занятия проводятся один раз в месяц в вечернее время, куда приглашаются все желающие (но не более 10 семей одновременно). Темы занятий самые разнообразные, например: «Первые игрушки», «Игры на кухне» и др. Как правило, берётся одна тема на месяц и при необходимости дублируется для других желающих.
Всякий раз малышей встречает игрушка Матрёшка, которая является не только символом Клуба, но и активной участницей всех игр. Например, на занятии «Мои первые игрушки» Матрёшка играет с детьми в «Прятки», для неё дети мастерят необычные бусы из колечек от пирамидки и макарон. Вместе с Матрёшкой малыши учатся делать массаж маме при помощи обычной пирамидки, устраивают «бурю» в стакане с водой, узнают, что бумажный мячик летает не хуже настоящего резинового.
Занятия проходят в форме весёлых увлекательных игр, разрешений проблемных ситуаций. После каждого занятия родители уносят с собой не только положительные эмоции, но и Памятку, в которую включены развивающие игры на развитие деток раннего возраста.
Не остаются без подарков и маленькие участники Клуба: это могут быть поделки, сделанные своими руками или «подарок» от Матрёшки.
Эффективность такого вида работы неоспорима:
Воспитатели отмечают, что родители стали интересоваться успехами детей в группе, стали активнее участвовать в оснащении и пополнении уголков «Домашняя игротека».
В начале учебного года обращения родителей к специалистам ДОУ составляли 2% от количественного состава детей в возрасте 2-3 лет. А к середине года цифры выросли до 43%.
Предлагаемая форма работы рекомендуются к использованию в общеобразовательных ДУ, а также может быть интересна и полезна педагогам ДОУ компенсирующего вида.
Эта форма взаимодействия с родителями решает ряд задач:
1. Помогает преодолеть барьер недоверия между ДОУ и родителями.
2. Является эффективным средством для создания единого образовательного пространства «Семья-Ребенок-ДОУ».
3. Способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.
Мы надеемся, что родительский клуб «Матрёшка» хотя бы частично решит вопрос неполноценного общения родителей с детьми, так называемого «дефицита общения» и поможет родителям погрузиться в мир ребенка – игру.
Автор: Кустова Марина Михайловна, учитель-логопед I квалификационной категории МБДОУ ЦРР детский сад № 58 «Жемчужинка», город Озёрск, Челябинская область.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Марина Михайловна! Интересное описание форм работы. От меня Вам первые 5 звёзд! Приглашаю на свою страничку.
Уважаемая Марина Михайловна!Вы пишете,что ваш клуб "Матрешка" существует только первый год. Это замечательное начинание, желаю вам,чтобы ваш заряд инициативы и творчества не иссяк.Ведь главная цель организации родительских клубов-помочь родителям осознать ответственность за воспитание детей и понять,что рядом с ними существует мир детства,который нужно беречь и уважать.
Уважаемая Марина Михайловна, ваша работа великолепна! Это твёрдая 5-ка, я бы даже поставила больше! Радостно, когда знаешь, что есть такие сердечные, инициативные педагоги! Молодцы! Так держать! Желаю успехов вашему клубу, всем педагогам клуба "Матрёшка", деткам и их родителям! P.S. "Матрёшка" - замечательное название для родительского клуба! Матрёшка моя самая любимая игрушка, самый любимый диагностический и коррекционно-развиваюший материал! Отличная находка =) Получила огромное удовольствие от вашей работы!
Уважаемая Марина Михайловна, родительские клубы, как форма работы с родителями, по-моему мнению, самая эффективная. Хочется пожелать вашему клубу с таким замечательным названием утверждения и процветания. И ждём интересных мероприятий, проводимых с родителями. Удачи Вам!
Уважаемая Марина Михайловна! Очень понравилось , что символом вы выбрали Матрешку. А то вокруг одна Барби. А если серьезно, то интересная форма работы. От меня 5. Жду у себя на странице.