Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Работа с родителями»
Данная работа посвящена развитию детского творчества и является руководством по работе с родителями для педагогов дополнительного образования, воспитателей ДОУ. Достаточно ли хорошо родители знают своих детей? Адекватно ли они оценивают их творческие способности? Как помочь родителям выявить проблему и оказать помощь в ее решении?
Цель семинара: выявление адекватности оценки родителями уровня развития творчества у детей.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Дошкольный возраст – благоприятный период для формирования творчества. Детское творчество субъективно: ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Н. А.Ветлугина считает, что «открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе и поэтому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. Ведь творчество ребенка – это отображение его внутреннего мира».
Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Творчество начинает складываться в игре и переходит в другие виды детской деятельности. Вся творческая деятельность строится при активном участии творческого воображения. Эта функция обогащает жизненный опыт, открывает новый необычный взгляд на мир. Способность к воображению не даётся человеку с рождения, но её можно и нужно развивать.
Дошкольный период характеризуется активизацией функции воображения вначале воссоздающего (позволяющего представить какие-то образы), а затем и творческого (благодаря которому создаются принципиально новые образы).
В ДОУ творческие задания и игры даются детям, как на занятиях, так и в свободной художественной деятельности. Мы часто привлекаем родителей воспитанников к совместному творчеству, организуя выставки и конкурсы. Совместное творчество формирует доверительные отношения между детьми и взрослыми.
В конце учебного года традиционно обследуется развитие творчества дошкольников по методике Т.С. Комаровой, т.к. в оценке детского творчества акцент нужно делать не только на результат, но и на сам процесс деятельности.
Одновременно с родителями проводится опрос по методике Л.Ф.Тихомировой «Как развито творчество у вашего ребёнка?» Шкала предлагаемых вопросов помогает создать представление об оценке родителями уровня развития творчества детей. Результаты опросника переводятся в стандартизированные баллы, что дает возможность сравнить мнение родителей с действительными показателями дошкольников.
Взрослые и дети очень разные. «Мой ребенок лучше всех» – искренне считают некоторые родители. Они видят в своем ребенке одни достоинства, совсем не находя их в других детях. «Мой ребенок должен быть лучше всех». Такая установка встречается у родителей, которые достаточно объективно оценивают результаты творчества своего ребенка, но при этом ставят перед ним непомерно высокую планку достижений. «Мой ребенок хуже всех» – к сожалению, есть родители и с такой безрадостной установкой. Они видят в своих детях одни недостатки. Часто оценки родителей не соответствуют реальным показателям развития творчества детей.
Далее анализируются и сравниваются результаты диагностики детей и опроса родителей. Выявляются родители, которые завышают оценку ребенка или занижают ее, а также, родители, адекватно оценивающие уровень развития творчества своих детей.
Для ознакомления родителей со сравнительным анализом организуется семинар-практикум «Воспитание творческой личности». В ходе семинара родителям предлагаются практические творческие задания. Сообщение сопровождается презентацией.
1. На семинаре – практикуме
2. Практические задания для родителей
3. Демонстрация презентации
По окончании семинара-практикума родителям раздаются буклеты с советами по развитию творчества в домашних условиях.
А. А. Волкова утверждает: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество».
Список литературы:
Автор: Ахмадулина Елена Борисовна, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, МАДОУ Детский сад № 7 «Журавлик», ХМАО-Югра, г. Нягань. Высшая квалификационная категория, стаж педагогической работы 25 лет. Премия «Признание» в номинации «Лучший воспитатель детского сада» (в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»).
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересный семинар. Результаты помогут привлечь внимание родителей к изобразительному творчеству детей. Обычно больше внимания уделяется развитию речи, грамоте, а изобразительное творчество остается как-то в стороне.
Уважаемая Елена Борисовна!Воспитать творческую личность не очень просто.Хорошо,что вы помогаете родителям реально оценить своих детей, развить в них творческое начало.Творческих успехов Вам!
Интересный опыт! Иногда родители говорят, что их дети рисуют лучше них. Семинар ещё и педагогически значимое мероприятие. Вам 5 баллов! Познакомьтесь с моими опытом.
Согласна с Вами, Елена Ивановна, что данное мероприятие является педагогически значимым и очень актуальным. Родители с удовольствием выполняли творческие задания. Как "в детстве побывали". обязательно познакомлюсь с Вашим опытом.
Уважаемая Елена Борисовна! Интересный материал, и нужный. Хотелось бы увидеть результаты - например, динамику развития творческих способностей ваших детей, а вы дали "входные" результаты. Получилось, будто результатов нет, а семинар проводился просто ради интересной темы. Удачи!
Спасибо за комментарий, светлана Евгеньевна. Описание результатов как раз можно посмотреть в приложении 1 "Материалы к проведению семинара-практикума". Сожалею, что не смогла загрузить презентацию, в которой содержатся диаграммы результатов и множество фотографий и отсканированных рисунков. А тема действительно была интересна родителям, многие были удивлены сравнительным результатам.
Уважаемая Елена Борисовна. Действительно, родителей тоже надо учить. От меня 5. Приглашаю Вас к себе на страничку, познакомиться с моим опытом.
Спасибо, Олеся Викторовна, за оценку. Побывала на вашей страничке, интересный материал, есть чему поучиться. От меня 5 по здоровьесбережению.