Регистрация

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

  • 31 января 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Информационная характеристика проекта

Обоснование проблемы. Наблюдая за детьми 4-го года жизни, мы выявили, что дети не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. А.М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно вформе сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

Теоретическая значимость: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми 2-ой младшей группы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, участие педагогов ДОУ, детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость: заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Цель проекта: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

  2. Разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников.

  3. Составить методические рекомендации по работе с народными сказками для воспитателей младших групп.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей с русскими народными сказками, разработаны диагностические методики и тесты, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.

Объект исследования: Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

  1. Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.

  2. Разработка методических рекомендаций для воспитателей младших групп.

Методы исследования:

Теоретические:

  • Знакомство с историческими справками по данной проблеме.
  • Моделирование.
  • Обобщение справочного материала по данной проблеме.

Практические:

  • Изучение методической, педагогической, психологической литературы по теме.
  • Изучение и анализ нормативных документов о дошкольном образовании.
  • Педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование, этюды).
  • Обобщение передового опыта педагогов и психологов по дошкольному воспитанию.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений нами использован комплекс взаимосвязанных методов исследования. Ведущими стали следующие методы:

  • теоретический анализ педагогической, психологической литературы по данной проблеме;
  • анкетирование родителей на темы воспитания в семье;
  • наблюдение и тестирование;
  • диагностические карты.

Приложение 1:

Приложение 2:

Автор: Ягодарова Галина Евгеньевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 41 «Василинка», г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл. Стаж 27 лет, почетный работник общего образования РФ.

4.8 из 5 звезд
(голосов: 9, сумма баллов: 43)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (8)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Наталия Васильевна 01.02.2012 в 21:16

Старые добрые сказки!!! Лучшее средство воспитания во все времена!!!! 5!!!!

02.02.2012 в 12:45

Мне кажется, не совсем понятным и правильным является оценивание "отзывчивости детей " в данном проекте.

Галина Евгеньевна 02.02.2012 в 20:47

Почему, вы так думаете. После знакомства с содержанием сказок, беседами на нравственные темы, я думаю, надо выяснить для себя, какие чувства испытывают дети, что больше всего трогает их, волнует. Кому из героев и как они готовы помочь, и каких героев они осуждают, за что. Вы знаете, какие интересные и трогательные комментарии дети дают в таких беседах.

Любовь Владимировна 12.02.2012 в 01:52

К сожалению, говорить о добре и делать добро - не совсем одно и то же.Невозможно определить и измерить ни сочуствие, ни наличие доброты и т.д.Да,дети очень непосредственны и трогательны в своих суждениях, но в реальности - увы.. не все помнят, что порывались помочь Алёнушке и Иванушке.

08.02.2012 в 19:42

Нравственное воспитание - одно из основных направлений воспитательной работы педагогов. Хорошая идея, Галина Евгеньевна! Надеялась в приложении увидеть список сказок и формируемые при их чтении нравственные нормы, но увы...
С УВАЖЕНИЕМ, СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА КРЮКОВА.

Галина Евгеньевна 11.02.2012 в 20:29

Уважаемая Светлана Александровна. Я считаю, что нет надобности перечислять всем известные русские народные сказки. Каждая сказка - это кладезь народной мудрости. Одна сказка может решать несколько нравственных проблем. При одном чтении сказки вы беседуете с детьми над этой нормой, при следующем чтении сказки уже находите новые проблемы для воспитания.

Светлана Борисовна 11.02.2012 в 21:02

Галина Евгеньевна, очень нужную работу ВЫ делаете! Через сказки идет воспитание, развитие личности ребенка. Оценка 5!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!