Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Информационная характеристика проекта
Обоснование проблемы. Наблюдая за детьми 4-го года жизни, мы выявили, что дети не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. А.М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно вформе сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».
Теоретическая значимость: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми 2-ой младшей группы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, участие педагогов ДОУ, детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая значимость: заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Цель проекта: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
Разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников.
Составить методические рекомендации по работе с народными сказками для воспитателей младших групп.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей с русскими народными сказками, разработаны диагностические методики и тесты, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.
Объект исследования: Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.
Разработка методических рекомендаций для воспитателей младших групп.
Методы исследования:
Теоретические:
Практические:
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений нами использован комплекс взаимосвязанных методов исследования. Ведущими стали следующие методы:
Автор: Ягодарова Галина Евгеньевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 41 «Василинка», г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл. Стаж 27 лет, почетный работник общего образования РФ.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Старые добрые сказки!!! Лучшее средство воспитания во все времена!!!! 5!!!!
Почему, вы так думаете. После знакомства с содержанием сказок, беседами на нравственные темы, я думаю, надо выяснить для себя, какие чувства испытывают дети, что больше всего трогает их, волнует. Кому из героев и как они готовы помочь, и каких героев они осуждают, за что. Вы знаете, какие интересные и трогательные комментарии дети дают в таких беседах.
К сожалению, говорить о добре и делать добро - не совсем одно и то же.Невозможно определить и измерить ни сочуствие, ни наличие доброты и т.д.Да,дети очень непосредственны и трогательны в своих суждениях, но в реальности - увы.. не все помнят, что порывались помочь Алёнушке и Иванушке.
Уважаемая Светлана Александровна. Я считаю, что нет надобности перечислять всем известные русские народные сказки. Каждая сказка - это кладезь народной мудрости. Одна сказка может решать несколько нравственных проблем. При одном чтении сказки вы беседуете с детьми над этой нормой, при следующем чтении сказки уже находите новые проблемы для воспитания.
Галина Евгеньевна, очень нужную работу ВЫ делаете! Через сказки идет воспитание, развитие личности ребенка. Оценка 5!