Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
В последнее время психологи, педагоги, врачи констатируют тот факт, что в образовательном пространстве резко возросло число детей с отклонениями в психическом развитии.Недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном возрасте составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях начальной школы, когда от ребенка требуется мобилизация психической активности, происходит смена ведущей деятельности, наступает кризис развития.
В связи с этим важно использование педагогами и психологами дошкольных учреждений таких методов в развивающей и коррекционной работе, которые помогут активизировать развитие высших психических функций ребенка, что в свою очередь, позволит ребенку в дальнейшем полноценно учиться и адаптироваться в социуме.
Принимая во внимание исследования отечественных и зарубежных ученых о том, что существует связь между физическим развитием ребенка и развитием интеллекта, мыв отводим основную роль в своей работедвижениям, направленным на улучшение межполушарного взаимодействия.
Особый интерес представляет метод замещающего онтогенеза, согласно которому воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций. Идеология метода замещающего онтогенеза основывается на теории А.Р.Лурия о трех функциональных блоках мозга и Л.С.Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов. В основе данного метода лежит воспроизводство тех движений, которые ребенок пропустил в силу тех или иных причин в процессе своего развития.
Предпочтение отдается двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Поскольку очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается предпосылка для полноценного участия этих процессов в интеллектуальном развитии ребенка.
Опираясь на данный принцип, вслед за А.В. Семенович, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, мы считаем целесообразным использовать его как основу развивающей и коррекционной работы с дошкольниками.
Цель нашей работы: создать основу для развития высших психических функций у дошкольников.
Цель достигается по средствам решения следующих частных задач:
В процессе коррекционной и развивающей работы нами используются:
По результатам наблюдения за детьми следует отметить, что данные методики помогают расширить границы возможности деятельности мозга, следствием чего является улучшение процессов памяти и концентрации внимания, повышается качество игровой и познавательной деятельности, конструирования, устной речи, дошкольники приобретают навыки саморегуляции, постановки цели и самоконтроля.
Таким образом, помогая компенсировать мозгу то, что он не успел развить, мы помогаем сформировать основу для развития высших психических функций, которые отвечают за мышление, внимание, память, восприятие и интеллект.
Автор: Дубровина Светлана Валериевна, педагог-психолог МДОУ № 29, г. Ангарск Иркутской области, стаж 5 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Чувствуется высокий профессионализм и компетентность. Удачи вам!
С большим интересом ознакомилась с о статьёй.Мне кажется спорным удтверждение, что улучшение показателей, предложенных в диаграммах, достигнуто только благодаря предложенным упражнениям.А как же естественное развитие ребёнка, ведь в дошкольном возрасте оно очень динамично происходит?
Если у Вас существует возможность - исправьте ошибки во фразах:
- мыв отводим основную роль в своей работедвижениям
- Цель достигается по средствам решения следующих частных задач
Здравствуйте уважаемая Любовь Владимировна! Спасибо за оценку моей работы! Хотелось бы отметить. что я не в коей мере не исключаю динамичное развитие в дошкольном возрасте. Дело в том, что за время моей работы я также использовала и традиционные методы подготовки старших дошкольников к школе. Применение данной методики обусловлено проведением экспериментального исследования, где участвовали экспериментальная и контрольная группа. Для экспериментальной группы был разработан комплекс упражнений, основанный на методе замещающего онтогенеза, плюс использовались традиционные методы, а для контрольной группы применялись только трад.методы. Результаты превзошли себя, поэтому я позволила себе утверждать эффективность данных упражнений.
Действительно значимое направление и серьёзный подход к его реализации. Если вам интересно, то можете поискать презентацию, представившую опыт работы по кинезиологии (она в конкурсе "Педагогическая инициатива" одного из предыдущих годов). Там есть очень интересные упражнения, которые обогатили бы ваши приёмы развития межполушарного взаимодействия.
Не сочтите за занудство, но отметила про себя, что часть теста написана пунктуационно грамотно (видимо, теоретическая), а часть - с ошибками (видимо, собственно ваша - практическая). Зато вторая часть и воспринимается более живо.
Знакомясь с результатами диагностики, которые так подробно представлены, и имея представление, насколько трудно провести её действительно грамотно, захотелось узнать, какие методики мониторинга использовались.
И ещё. Работая в массовых группах, сразу же отметила про себя, что такую работу проблематично проводить с большим количеством детей. Что и подтвердили ваши фотографии. Вы имели дело с детьми логопедической группы или просто брали подгруппы?
И ещё раз повторюсь - вами проведена очень нужная работа. Дальнейших успехов!