Регистрация

Формирование УУД через активные формы обучения в ДОУ

  • 9 января 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»

Номинация «ФГОС второго поколения в моей практике»

В связи с тем, что изменились приоритетные направления в дошкольном образовании, и новой задачей стало обеспечение развития универсальных учебных действий, возникла необходимость пересмотреть формы и средства организации образовательного процесса в детском саду.

Цель современного дошкольного  образования – формирование  личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и  их личности через различные виды деятельности.

Сегодня процесс обучения (на занятии  и в совместной деятельности) – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.

Одной из проблем сегодняшнего образования является подготовка будущего школьника – исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания.

Современное занятие рассматривается как постоянно развивающая форма и строится на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования  активных форм обучения.  Именно на этой основе формируются коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность,  устанавливать причинно- следственные связи; ориентироваться в источниках информации. Занятие с использованием исследований и проектов все активнее стали использоваться в детском саду.

Говоря о  формах и методах обучения, мы упоминаем активность ребёнка как конечную цель и необходимое условие для развития. Активность детей выражается в действиях, в способности находить пути решения проблем. Для формирования такой активности необходимо использовать продуктивные методы.

Чтобы решить эту проблему, необходимо обеспечить условия для формирования этих качеств уже в дошкольном возрасте. Дети 5-7 лет при соответствующих условиях и совместной деятельности со взрослым в детском саду способны овладеть данными умениями.

Таким образом, воспитателю в современных условиях на основе известных методов необходимо выработать свой стиль работы,  формы сотрудничества эффективное использование приемов активизации познавательной деятельности. Исходя из рекомендаций и требований к современному дошкольному образованию возникла идея организации занятий в  форме исследований и конференций, вовлекая в этот процесс детей. Обучение детей  ведется по модели «ребенок- ребёнок, ребенок- взрослый».

Цель занятий-конференций: способствовать сотрудничеству детей, формировать  познавательную  активность, способность передавать свои знания сверстникам. Особенность таких игр-занятий заключается в подготовке сообщения и презентации ребенком материалов своего исследования.

Задача воспитателя – помочь подобрать материал, провести исследование найти форму изложения и включить детей в практическую деятельность. В процессе игры использовались следующие приёмы активизации познавательной деятельности: нетрадиционное начало, ситуация выбора, использование компьютерной наглядности, карточек-символов, отработки схемы исследований, интеллектуальная разминка, работа в парах, игровые моменты, задания творческого характера. Темы берём из программы раздела «Ребенок и окружающий мир»: «Живая природа», «Экология», «Человек и природа». Нетрадиционные занятия с детьми проводим 1 раз в месяц в форме игры по результатам индивидуальных исследований, групповых проектов.

Например, был разработан педагогический проект на тему «Почему животные жарких стран не могут жить  в наших лесах». Каждый ребенок с  родителями собирал информацию и оформлял результаты исследований о животных на выбор. Далее шло совместное обобщение результатов исследования и оформление презентации.  В процессе такого общения формируются коммуникативные способности, т.е. умение обмениваться информацией и речевая компетентность.

Руководство воспитателя заключается в создании условий, в поддержке, подготовке материалов для исследования совместно с детьми. Можно отметить, что интерес на занятии и активность детей высокие. Они внимательно слушают, задают вопросы, принимают участие в обсуждении, овладевают мыслительными операциями, приобретают умения открывать новые знания, применять их в новых условиях, участвуют в конкурсах. Таким образом, применение активных форм организации обучения можно способствовать формированию ключевых компетентностей. Достигнуты положительные результаты по формированию универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных). Участие в совместной творческой деятельности способствовало развитию самостоятельности и творчества детей. Наблюдается положительная динамика и стабильные результаты за три года.

  • 2008-2009 учебный год (6-7 лет) – 89%;
  • 2009-2010 учебный год (5-6 лет) – 76 %;
  • 2010-2011 учебный год (6-7 лет) – 92 %.


Литература:

  1. П.П. Тугушева, А.Е.Чистякова. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт- Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  2. «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников». Под ред. О.В.Дыбиной. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  3. А.И. Савенков. «Методика исследовательского обучения дошкольников». Издательство «Учебная литература», 2010.
  4. Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов. «Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании». М.: Издательство Мозаика-Синтез. 2011.
  5. Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богославец. «Современные педагогические технологии в ДОУ». Санкт- Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  6. В.Н.Журавлёва. «Проектная деятельность старших дошкольников». Волгоград: Учитель, 2009.

Приложение: Презентация.

Автор: Слобожанинова Елена Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ детский сад № 1, город Кирово-Чепецк Кировской области, стаж 25 лет. Победитель конкурсного отбора «Лучшие воспитатели», Премия Правительства Кировской области, Лауреат Всероссийского конкурса «Вдохновение солнечного дня».

4.4 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 22)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (14)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Сивухина Елена Васильевна 10.01.2012 в 17:52

Елена Михайловна, ознакомившись с представленным материалом, можно сделать вывод, что вы творчески, целенаправленно подходите к своей работе. Дальнейших Вам творческих успехов.

Елена Михайловна 10.01.2012 в 19:17

Большое спасибо. За добрые слова.

Доркина Татьяна Николаевна 11.01.2012 в 17:05

Елена Михайловна! Очень полезный опыт работы и используемую литературу вы представили. Желаю коллегам обязательно познакомиться с Вашей работой. Желаю успехов!

Елена Михайловна 19.01.2012 в 08:22

Татьяна Николаевна спасибо за комментарий к моей работе. Надеюсь коллеги познакомятся с моей работой.

Любовь Владимировна 14.01.2012 в 11:53

Здравствуйте!Хотелось бы увидеть более подробные авторские материалы в данном направлении, ведь представленная теория многим известна.Вот Вы представили положительную динамику и стабильные результаты - каким образом Вы это отслеживали?

14.01.2012 в 11:55

Вот и снова Новый год!

Пусть и старым он зовется,

Вам в нём точно повезет,

А печаль вас не коснется!



Пусть же счастье и любовь

В вашей жизни будут рядом.

Пусть удача вновь и вновь,

Вас ласкает нежным взглядом!

Елена Михайловна 19.01.2012 в 08:24

Здрваствуйте, Любовь Владимировна. Результаты работы отслеживались по «Педагогической диагностике компетентностей дошкольников». Под ред. О.В.Дыбиной. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. Спасибо.

Дёмина Елена Игоревна 14.01.2012 в 17:18

Творческая работа! Ставлю 5!!!

Елена Михайловна 19.01.2012 в 08:25

Огромное спасибо за поддержку!!!!!!!!!!!

Светлана Крюкова 19.01.2012 в 21:51

Согласна с Любовью Владимировной. Было бы понятнее, как Вы формируете УУД у детей на примере занятия или проекта. Ведь номинация называется «ФГОС второго поколения в моей практике».
Представленная литература, действительно, будет полезна педагогам ДОУ.

Елена Михайловна 23.01.2012 в 21:22

Спасибо за совет. В следующем конкурсе поступлю так как Вы желаете. Всего доброго!!!

Елена Михайловна 23.01.2012 в 21:24

Я считаю, что моя работа хорошая, учитывая то, что я работаю с детьми ОНР.

Елена Михайловна 01.02.2012 в 21:44

Уважаемые коллеги спасибо за ваши комментарии к моей работе. Я всё учту и приму к сведению.

Елена Михайловна 25.02.2012 в 15:44

СПАСИБО ВСЕМ ЗА КОММЕНТАРИИ К МОЕЙ РАБОТЕ!!!!!ВАМ ТВОРЧЕСТВА, ТЕРПЕНЬЯ
ИДЕТ ВЕСНА ЕЩЕ ПОВСЮДУ СНЕЖНО Я ПОЗДРАВЛЮЯЮ ВАС ТЕПЛО И НЕЖНО С 8 МАРТА.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!