Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
В связи с тем, что изменились приоритетные направления в дошкольном образовании, и новой задачей стало обеспечение развития универсальных учебных действий, возникла необходимость пересмотреть формы и средства организации образовательного процесса в детском саду.
Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.
Сегодня процесс обучения (на занятии и в совместной деятельности) – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.
Одной из проблем сегодняшнего образования является подготовка будущего школьника – исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания.
Современное занятие рассматривается как постоянно развивающая форма и строится на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования активных форм обучения. Именно на этой основе формируются коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно- следственные связи; ориентироваться в источниках информации. Занятие с использованием исследований и проектов все активнее стали использоваться в детском саду.
Говоря о формах и методах обучения, мы упоминаем активность ребёнка как конечную цель и необходимое условие для развития. Активность детей выражается в действиях, в способности находить пути решения проблем. Для формирования такой активности необходимо использовать продуктивные методы.
Чтобы решить эту проблему, необходимо обеспечить условия для формирования этих качеств уже в дошкольном возрасте. Дети 5-7 лет при соответствующих условиях и совместной деятельности со взрослым в детском саду способны овладеть данными умениями.
Таким образом, воспитателю в современных условиях на основе известных методов необходимо выработать свой стиль работы, формы сотрудничества эффективное использование приемов активизации познавательной деятельности. Исходя из рекомендаций и требований к современному дошкольному образованию возникла идея организации занятий в форме исследований и конференций, вовлекая в этот процесс детей. Обучение детей ведется по модели «ребенок- ребёнок, ребенок- взрослый».
Цель занятий-конференций: способствовать сотрудничеству детей, формировать познавательную активность, способность передавать свои знания сверстникам. Особенность таких игр-занятий заключается в подготовке сообщения и презентации ребенком материалов своего исследования.
Задача воспитателя – помочь подобрать материал, провести исследование найти форму изложения и включить детей в практическую деятельность. В процессе игры использовались следующие приёмы активизации познавательной деятельности: нетрадиционное начало, ситуация выбора, использование компьютерной наглядности, карточек-символов, отработки схемы исследований, интеллектуальная разминка, работа в парах, игровые моменты, задания творческого характера. Темы берём из программы раздела «Ребенок и окружающий мир»: «Живая природа», «Экология», «Человек и природа». Нетрадиционные занятия с детьми проводим 1 раз в месяц в форме игры по результатам индивидуальных исследований, групповых проектов.
Например, был разработан педагогический проект на тему «Почему животные жарких стран не могут жить в наших лесах». Каждый ребенок с родителями собирал информацию и оформлял результаты исследований о животных на выбор. Далее шло совместное обобщение результатов исследования и оформление презентации. В процессе такого общения формируются коммуникативные способности, т.е. умение обмениваться информацией и речевая компетентность.
Руководство воспитателя заключается в создании условий, в поддержке, подготовке материалов для исследования совместно с детьми. Можно отметить, что интерес на занятии и активность детей высокие. Они внимательно слушают, задают вопросы, принимают участие в обсуждении, овладевают мыслительными операциями, приобретают умения открывать новые знания, применять их в новых условиях, участвуют в конкурсах. Таким образом, применение активных форм организации обучения можно способствовать формированию ключевых компетентностей. Достигнуты положительные результаты по формированию универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных). Участие в совместной творческой деятельности способствовало развитию самостоятельности и творчества детей. Наблюдается положительная динамика и стабильные результаты за три года.
Литература:
Автор: Слобожанинова Елена Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ детский сад № 1, город Кирово-Чепецк Кировской области, стаж 25 лет. Победитель конкурсного отбора «Лучшие воспитатели», Премия Правительства Кировской области, Лауреат Всероссийского конкурса «Вдохновение солнечного дня».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Елена Михайловна, ознакомившись с представленным материалом, можно сделать вывод, что вы творчески, целенаправленно подходите к своей работе. Дальнейших Вам творческих успехов.
Елена Михайловна! Очень полезный опыт работы и используемую литературу вы представили. Желаю коллегам обязательно познакомиться с Вашей работой. Желаю успехов!
Татьяна Николаевна спасибо за комментарий к моей работе. Надеюсь коллеги познакомятся с моей работой.
Здравствуйте!Хотелось бы увидеть более подробные авторские материалы в данном направлении, ведь представленная теория многим известна.Вот Вы представили положительную динамику и стабильные результаты - каким образом Вы это отслеживали?
Здрваствуйте, Любовь Владимировна. Результаты работы отслеживались по «Педагогической диагностике компетентностей дошкольников». Под ред. О.В.Дыбиной. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. Спасибо.
Согласна с Любовью Владимировной. Было бы понятнее, как Вы формируете УУД у детей на примере занятия или проекта. Ведь номинация называется «ФГОС второго поколения в моей практике».
Представленная литература, действительно, будет полезна педагогам ДОУ.
Спасибо за совет. В следующем конкурсе поступлю так как Вы желаете. Всего доброго!!!
Я считаю, что моя работа хорошая, учитывая то, что я работаю с детьми ОНР.
Уважаемые коллеги спасибо за ваши комментарии к моей работе. Я всё учту и приму к сведению.
СПАСИБО ВСЕМ ЗА КОММЕНТАРИИ К МОЕЙ РАБОТЕ!!!!!ВАМ ТВОРЧЕСТВА, ТЕРПЕНЬЯ
ИДЕТ ВЕСНА ЕЩЕ ПОВСЮДУ СНЕЖНО Я ПОЗДРАВЛЮЯЮ ВАС ТЕПЛО И НЕЖНО С 8 МАРТА.