Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Методическая работа – одно из ведущих направлений работы детского сада. От методиста во многом зависит эффективность работы воспитателей и педагогов. Формирование творческого и инициативного педагогического коллектива является залогом высокой продуктивности работы всей системы образовательно-воспитательного процесса.
Семинар разработан для воспитателей и педагогов частного дошкольного образовательного учреждения «Маленькая страна» (г. Калининград) с целью оказания методической помощи по разработке рабочей программы.
Семинар «Рабочая программа педагога ДОУ» был подготовлен с использованием активных методов обучения.
1. Метод объединения участников в малые группы «Колечки»
2. Метод выяснения целей, ожиданий и опасений «Фруктовый сад»
3. Методы организации самостоятельной работы над темой. «Автобусная остановка»
«Пирамида»
В приложении представлена программа семинара с подробным описанием активных методов обучения. Каждый метод, используемый на семинаре, имеет своё целевое назначение, временной регламент, используемые материалы и конечный результат.
Все желающие могут воспользоваться структурой семинара и применить данные методы в работе с педагогическим коллективом и в работе с родителями.
Приложение: Программа семинара.
Автор: Гончарук Людмила Александровна, методист 1-й квалификационной категории ЧДОУ «Маленькая страна», г. Калининград.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Забавно конечно...Если присутствующим не жаль потратить около часа своего времени на колечки, лимоны и другие развлекушки - почему бы и нет?
Любовь Владимировна, здравствуйте! Мне очень приятно увидеть комментарий к моей работе экспертом жюри конкурса.
Позвольте сделать несколько ремарок по поводу выражения "другие развлекушки".
Активные методы обучения (АМО) являются методами, позволяющими активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Эти методы заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями всех участников образовательного процесса, побуждают участников образовательного процесса превратиться в энергичных, мотивированных и творческих личностей. Данные методы можно использовать не только в рамках уроков, семинаров и иных видов образовательной деятельности, но и для снятия эмоционального напряжения.
Есть еще один аргумент не в пользу "развлекушек": в истории становления и развития педагогики идеи активизации обучения были высказаны педагогами Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци и др. Широко стали разрабатываться и использоваться в практике в 60-е годы XX века. Я не думаю, что педагоги-новаторы разрабатывали идеи по активизации процесса обучения с целью поразвлекаться на уроках.
Хочу еще заметить, что в реализации целей проблемного и развивающего обучения широко используют методы активного взаимодействия участников учебного процесса. Например, система развивающего обучения В.В. Давыдова, направлена на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Сущность проблемного обучения состоит в том, чтобы стимулировать познавательную активность обучающихся, побудить их к самостоятельной деятельности через творческие задания, опытно-экспериментальную и исследовательскую деятельность, а не давать им готовых определений.
Активные методы обучения могут содержать различные виды вербальной и невербальной коммуникации, раскрывая скрытый потенциал каждого участника.
Готова принять во внимание критические замечания и рекомендации по содержанию моей работы.
С уважением,
Гончарук Людмила Александровна
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА МИНИ-ЛЕКЦИЮ!Много нового узнала об активных методах обучения и других прописных истинах.Ремарка одна - Вы помните, надеюсь,о каком возрасте идёт речь в "истории становления и развития педагогики", в "реализации целей проблемного и развивающего обучения"?
Здравствуйте Людмила Александровна. Как жаль, что Вы находитесь далеко от нас. Нам, воспитателям, так требуется методическая помощь в разработке рабочей программы, особенно сейчас, когда происходят глобальные изменения в образовании. Мне хотелось бы поучаствовать в вашем семинаре, молодцы! Ставлю Вам 5. С ув. Галина Викторовна.
Галина Викторовна, здравствуйте. Спасибо за поддержку и высокую оценку.
Любовь Владимировна, доброе утро! Вы совершенно верно сделали мне замечание по поводу возраста участников. Разумеется, помню. Но как можно побудить ребенка к активности, если педагог сам пассивен?
Организуя семинары и педсоветы с использованием активных методов обучения, я "убиваю сразу двух зайцев":
1. Получаю от воспитателей готовые идеи уже на самом семинаре. Каждый воспитатель во время семинара знакомится с нормативными документами, методическими рекомендациями, анализируют их и на основе прочитанного составляет готовый продукт совместной деятельности (правда в черновом варианте), который затем без моей помощи самостоятельно реализует в рабочих программах. Сомневаюсь, что при фронтальной работе я смогла бы ознакомить педагогический коллектив со всеми изменениями в дошкольном образовании и при этом еще получить черновой вариант рабочей программы.
2. Во время семинара я познакомила всех участников с разными методами, имеющими разную целевую направленность. Более того, эти методы мои воспитатели и педагоги проиграли на себе. Конечно, не все методы, представленные мною на семинаре, можно применить в работе с дошкольниками. Но различные способы деления детей на команды и малые группы несомненно пригодятся моим воспитателям в их работе. Все остальные методы можно применять в работе со взрослой аудиторией, например, с родителями.
Любовь Владимировна, у нас в области существует Калининградская региональная молодежная общественная организация Центр "Молодежь за свободу слова", которая организует семинары и проводит тренинги по активным методам обучения и воспитания. Поэтому приглашаю Вас в Калининград на наши семинары и тренинги. С удовольствием ознакомлюсь и с Вашим опытом работы.
С уважением,
Людмила Александровна
Спасибо за приглашение.Боюсь показаться самонадеянной, но я имею достаточно полное представление об активных методах обучения и воспитания, а также целесообразности их использования, в том числе и в работе с коллегами. Смею Вам напомнить Вашу фразу - "Семинар разработан с целью оказания методической помощи по разработке рабочей программы". я не нахожу прямой связи между "активными методами" и умением составить рабочую программу.Это конкурс.Материал должен быть логичным и понятным.Не надо путать эффектность и эффективность.Мне очень жаль, если Ваши коллеги откликаются только на такие методы работы. С другой стороны - до чего Ваши коллеги работоспособны, если за 2 часа работы смогли ознакомиться "с нормативными документами, методическими рекомендациями, анализируют их" да ещё и "получают черновой вариант рабочей программы".Мне КАЖЕТСЯ,было бы правильнее заявить тему семинара примерно так - "Реализация активных методов обучения в методической работе на примере обобщения деятельности по изучению ФГТ". Если Вам нужен мой опыт работы - приезжайте,знакомтесь!
Не каждый среднестатистический педагог возьмётся за подготовку и проведение такого серьёзного мероприятия. Активные методы обучения для меня ещё "что-то неизведанное", спасибо за труд и успехов! +5!
Здравствуйте, Людмила Александровна! Огромное Вам спасибо за желание делиться бесценным опытом и собственными авторскими разработками! На мой взгяд, представленная Вами программа семинара имееет огромное инновационное, методическое и практическое значение. Абсолютно с Вами согласна, формирование творческого и инициативного педагогического коллектива является залогом высокой продуктивности работы всей системы работы в детском саду. Вспоминается встреча с Ш.А.Амоношвили (мне посчастливилось участвовать в его семинаре 2 года назад!!!), где он также подчёркивал, что все изменения в образовательной системе надо начинать с Личности Учителя. Амоношвили говорил:"В основе Гуманной Педагогики находятся не новые технологии, а новое сознание учителя, которое и породит новые технологии." Именно такой подход прослеживается в Вашей Программе: изменив своё восприятие, отношение (собственно пед. мышление), приняв новый опыт, воспитатели смогут выработать собственные Рабочие программы, но уже осознанно, с творческой позиции, что намного важнее и эффективнее!!! Лично на меня такие семинары (с использованием активных методов обучения) оказывают неоценимое воздействие! Я получаю СОБСТВЕННЫЙ опыт, делаю СОБСТВЕННЫЕ выводы, и ВЫБИРАЮ дальнейший путь в своей педагогической деятельности. Ваш семинар имеет мощное развивающее значение для становления по-настоящему активного, творческого и уверенного педагога! Это просто прекрасно, что Вы проводите такую новаторкую работу, и делитесь с нами своим опытом)) УДАЧИ ВАМ в конкурсе и радости в творчестве!!!
Наталия Васильевна, здравствуйте. Спасибо Вам за подробный комментарий и высокую оценку моей работы. Я рада, что Вам удалось побывать на встрече с величайшим педагогом-новатором Ш.А.Амоношвили!
Это замечательно, что Вы являетесь творческим и инициативным педагогом, что Вы не стоите на месте, а используете в своей работе инновационную деятельность! Творческих Вам успехов в педагогической деятельности!
P.S. Хотела бы сказать несколько слов по поводу авторских разработок. Не все методы, представленные в программе семинара являются моими авторскими разработками. Некоторые методы были заимствованы из разных источников, но адаптированы для использования на данном семинаре.
Добрый день, Людмила Александровна. Очень интересный семинар с использованием активных методов обучения. Ведь мы знаем, что активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие.
Таким образом, можно сказать, что умелое применение активных методов и форм обучения вами в учебном процессе, выводит на новый качественный уровень методическую систему профессиональной подготовки специалистов. Удачи вам!
Елена Васильевна, добрый вечер! Я очень рада, что Вы разделяете со мной точку зрения о практической значимости активных методов обучения. Спасибо за комментарий и высокую оценку моей работы. Желаю Вам успехов!
Здравствуйте, Людмила Александровна. Отмечаю высокую практическую ценность Вашего материала! Порой очень трудно "расшевелить" наших воспитателей и"вырвать" их из будней. И именно здесь приходят на выручку активные методы. Я так же почуствовала разницу между проведением педсоветов в традиционной форме и с применением активных методов. Бесспорно, результаты налицо. И педагоги "оживают"!!! Обязательно воспользуюсь Вашими разработками через годик. Мои тесты для воспитателей - так же активизируют педагогов. Конечно, Вы можете воспользоваться ими в работе (они уже опробованы). Спасибо за ее высокую оценку, но она не участвует в конкурсе. Желаю успехов!
Уважаемая Людмила Александровна! Многие видят такую форму организации интересной и необычной, но мне кажется, что столь серьезную, актуальную на данном этапе тему семинара не следует насыщать таким количеством игровых методов и приемов. Это не даст необходимого эффекта, да и результата я не увидела. И еще, меня, как участника Вашего мероприятия могло бы обидеть то, что я выбываю из игры по причине невозможности сформулировать свою позицию во время составления чернового варианта программы. Но в целом, такие формы вносят разнообразие в методическую жизнь педагогического коллектива и стимулируют интерес педагогов. Успехов Вам!
Коллеги, спасибо за комментарии. Обязательно приму во внимание все рекомендации и замечания. Желаю всем успехов!
Разделяю мнение Любовь Владимировны (чьи комментарии всегда очень содержательны). Увлекаясь игровыми методами, не стоит забывать об основной цели мероприятия. Что-то мне подсказывает (может лимоны со словом "нет" или лица на фото без особого оптимизма?), что у воспитателей после этого мероприятия мало что прояснилось в понимании того, как же им всё-таки работать по ФГТ. Во всяком случае, из представленного материала напрашиваются такие выводы (надеюсь,что на практике всё прошло более продуктивно).
Здравствуйте, Людмила Александровна! Считаю, что такая работа, о которой Вы рассказали педагогам необходима. Была в такой ситуации, когда в программу курсов с серьёзными лекциями ввели занятие с психологом. Мы и в круге постояли,и в парах, и записки писали, и выкладывали на полу полоски по важности, на наш взгляд...Надо сказать,что эти 2 занятия, не были потерянным временем для нас. Уходили мы не уставшими, а взбодрившимися, если можно так выразиться. Моя оценка 5!
Здравствуйте, Людмила Александровна! Очень интересная форма проведения семинара. На фотографиях видно, что педагоги заинтересованы, вовлечены в процесс по разработке рабочей программы. Желаю творческих успехов!
Вот и снова Новый год!
Пусть и старым он зовется,
Вам в нём точно повезет,
А печаль вас не коснется!
Пусть же счастье и любовь
В вашей жизни будут рядом.
Пусть удача вновь и вновь,
Вас ласкает нежным взглядом!
Коллеги, спасибо за поддержку! Поздравляю Вас с прошедшими праздниками. Желаю всем здоровья, сил и творческих успехов!
раньше считала АМО - 2Развлекушками". потом познакомилась поближе, прошла обучение, стала использовать в работе. Действует, да еще как. дети стали активнее, занятия (НОД) и мероприятия проходят интересней, дети стали лучше усваивать материал.
вот Вам и "развлекалочки"
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.