Авторская разработка для детей старшего дошкольного возраста «Умные эмоции». В ней акцент сделан на развитие эмоциональной сферы вместе с нравственным воспитанием. Сложность нравственных явлений дети сначала понимают на эмоциональном уровне («хорошо», «плохо») и только затем постепенно начинают осознавать, почему совершается тот или иной поступок.
Авторская разработка для детей старшего дошкольного возраста
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: появляются новые программы, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуальной сферы.
Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – интеллектуальной и эмоциональной, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Эмоциональное состояние человека – это основа основ его не только психического, но и соматического благополучия. Эмоциональный «мозг» – это главный «дирижер» психовегетативной и эндокринной систем организма. Эмоциональный стресс, испытываемый взрослым человеком, а тем более ребенком, всегда сопровождается мощной иммунодепрессией, т.е. подавлением и блокадой всех защитных сил организма.
Нравственное развитие и воспитание ребенка зависит от развития эмоциональной сферы, т.к. никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого; а во-вторых, управлять соответственными эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также являются важным моментом в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека. То, что писал Л. С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуальное поведение, не потеряло актуальность и в наше время.
Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Нередко существующие проблемы в выражении эмоций связаны с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации (по разумению взрослых), запрет на слезы (особенно для мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Для многих детей таких запретов на определенные виды поведения, за которыми следует наказание, довольно много. Чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния, т.е. потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребенок с рождения.
Поэтому так своевременна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей, начиная с дошкольного возраста, пока личность ребенка еще самобытна и незакомплексована. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее приоритетных задачвоспитания.
Теоретической основой Программы является деятельностный подход, разработанный в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других основоположников отечественной психологии, теоретические положения Л.С. Выготского об эмоциях как о центральном звене психической жизни человека. Практическая основа – опыт российских педагогов и психологов по развитию эмоций у детей.
Однако в представленных программах и методических пособиях основное внимание уделяется знакомству детей с различными эмоциями, их словесными обозначениями, обучению детей изображать эмоциональные состояния. В данной Программе акцент сделан на развитии эмоциональной сферы вместе с нравственным воспитанием. Сложность нравственных явлений дети сначала понимают на эмоциональном уровне («хорошо», «плохо») и только затем постепенно начинают осознавать, почему совершается тот или иной поступок.
Кроме того, Программа включает цикл занятий и консультаций для родителей этих детей. Как было сказано выше, причиной эмоциональной «глухоты», детского неблагополучия являются нарушения в системе детско-родительских отношений. Научить ребенка изображать радость не значит сделать его счастливым. Ребенок счастлив оттого, что его любят, понимают и принимают родители, которые сами в свою очередь, зачастую не обладают необходимой педагогической и психологической компетентностью.
Цель Программы: через знакомство с основными эмоциями способствовать нравственному воспитанию ребенка, развивать навыки социального поведения, формировать позитивное отношение к себе и другим людям.
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Она состоит из 22 занятий. Первое и последнее занятия являются диагностическими. 20 занятий посвящены основным эмоциям: радости, страху, гневу, удивлению, робости, обиде, стыду, вине. Продолжительность каждого занятия 25-30 минут. Занятия проводятся психологом во второй половине дня, 1-2 раза в неделю, с группой из 8-10 детей.
Как уже говорилось выше, каждое занятие- это не только знакомство с основными признаками данного эмоционального состояния, обучение детей его изображению. На примере определенной эмоции идет формирование, закрепление, накопление нравственных понятий, нравственных представлений, правил, расширение позитивного опыта ребенка. В эмоции « Радость»: «Быть радостным - это значит быть сильным, уверенным человеком!» В эмоции « Обида»- учить детей прощению, умению справляться с обидами. В эмоции « Стыд» знакомить с важным качеством – совестью.
Необходимое условие проведения занятий – разнообразный дидактический материал, сочетающий эмоциональную и нравственную сторону, например, в эмоции «Вина» – чтение и обсуждение рассказа Л. Толстого «Косточка». В эмоции «Стыд» – чтение и обсуждение сказки А.Лопатиной, М. Скребцовой «Голос сердца».
Занятия для родителей организуются 1-2 раза в месяц (3-4 занятия). Возможны индивидуальные консультации. Необходима большая предварительная работа по вовлечению взрослых в сотрудничество. На занятиях необходимо обеспечивать обстановку доверия, психологического комфорта; использовать разнообразные приемы и методы работы, отдавая предпочтение интерактивным, а также обучению практическим умениям и навыкам. Основные вопросы, рассматриваемые с родителями: «Что такое родительская педагогика?», «Как общаться с детьми?», «Каковы причины эмоционального неблагополучия детей?».
В течение 3-х лет программа «Умные эмоции» используется в работе с детьми ДОУ и их родителями. Большинство детей, прошедших курс занятий, стали лучше понимать чувства других и легче выражать свои. Дети приобрели первоначальные навыки регуляции своего психоэмоционального состояния: могут адекватно выразить свое настроение; понимают, отчего бывает грустно, страшно, стыдно, радостно; знают и стараются справляться с некоторыми эмоциональными состояниями.
У всех детей повысилась эмоциональная устойчивость, благодаря обсуждению и «проживанию» различных ситуаций, вызывающих разнообразные чувства. Также у детей уменьшились агрессивность, страх, неуверенность. Родители стали лучше понимать детей, приобрели практические навыки эффективного взаимодействия с ними, что положительно отразилось на их взаимоотношениях с ними.
Литература:
Автор: Доркина Татьяна Николаевна, педагог психолог МДОУ № 117, г. Ангарск Иркутской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Добрый вечер, Татьяна Николаевна! Меня очень заинтересовала тема Вашей программы. Совершенно с Вами согласна, в погоне за интеллектуальным развитием детей взрослые забывают или не считают важным эмоциональное и нравственное становление личности. Такое обеднение неминуемо ведёт к нарушению коммуникации и взаимодействия ребёнка с окружающим миром. В своей практике мы всё чаще сталкивамся с этим. Хотелось бы познакомиться с Вашими авторскими наработками подробнее. Думаю, наибольший интерес имеют практические рекомендации и конкретные занятия и упражнения из Вашей программы. Можно ли с ними где-то познакомиться? С уважением Наталия Васильевна.
Татьяна Николаевна, мне понравилась ваша авторская разработка. Конечно эмоции имеют первостепенное значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности, отзывчивости, человечности и др. Хочется отметить, что программа построена на взаимосвязи детский сад- дети- родители, что благотворно способствует прохождению этапов эмоционального развития у детей. Удачи в конкурсе.
Татьяна Николаевна, очень понравилась Ваша работа. Здесь рассматриваются очень важные вопросы в воспитании детей. Ставлю Вам "5".
Хотелось бы познакомиться подробно с Вашей программой и реализовать ее в нашем детском саду.
Здрвствуйте, Татьяна Николаевна. Каждая программа ценится практическим наполнением.Помимо Вашего замечательного пояснения очень хотелось бы ознакомиться непосредственно с программой.
Татьяна Николаевна! Мне понравилась ваша авторская разработка! Вы молодец! Успехов!
Татьяна Николаевна, Это очень необходимая и нужная работа, ведь именно в этом возрасте формируется характер ребёнка.
Папа Евы.
Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Мне тоже понравилась ваша программа, ставлю пятерку! Желаю удачи!
Добрый вечер, Татьяна Николаевна. За разработку -5, а Вам - только позитивных эмоций!
Вот и снова Новый год!
Пусть и старым он зовется,
Вам в нём точно повезет,
А печаль Вас не коснется!
Пусть же счастье и любовь
В Вашей жизни будут рядом.
Пусть удача вновь и вновь,
Вас ласкает нежным взглядом!
Спасибо девушки-коллеги! И заинтересованные родители! С Новым годом!