Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.
Принципиальное и очевидное различие между исследованием ребенка и ученого заключается в общем итоге: ученый открывает новое знание для всего человечества, а то новое, что открывают дети, – это субъективная новизна, лишь для них самих.
Одинаково неблагоприятными представляются две противоположные ситуации:
1. Условия, при которых все действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление, тогда всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в глазах ребенка, воспринимается им как бессмысленная и ведущая к наказанию. Ребенок постепенно убеждается, что поиск опасен и не сулит удачи.
2. Если все желания ребенка удовлетворяются немедленно и безо всяких усилий с его стороны, если родители оберегают его от малейшего проявления самостоятельности, если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей-неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы – потребность в поисковой активности также не развивается, угасает.
Следовательно, необходимы преодолимые препятствия, развивающие вкус к поиску путей их преодоления. При этом необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию. Например, окружающий мир, природа наиболее близки и понятны дошкольнику, и исследования в этой области для него интересны и занимательны. Приведем пример организации исследовательской деятельности детей.
Исследовательская задача: доказать, что масса предмета не зависит от его размера.
Материалы: весы, два ведерка, вата, песок, маленькие камешки и другие мелкие предметы
Ход деятельности
1. Сделайте из реек весы. На концах рейки сделайте крючки, чтобы ведерки можно было снимать. Наложите в одно ведерко немного песка. Что произошло? Как достичь равновесия? Накладывайте в другое ведерко песок, пока не достигните равновесия. Можно ли сказать, что в обоих ведерках одинаковое количество песка? Объясните, почему?
2. Высыпьте песок из одного ведерка. Попробуйте достичь равновесия, накладывая в него камешки. Можно ли сказать, что масса ведерок с камнями и песком одинаковая? Почему камешков в ведерке меньше, чем песка?
3. Может ли маленький предмет уравновесить большой? Как это доказать? В одно ведерко положите маленький камешек, а в другое накладывайте вату. Попробуйте достичь равновесия. Можно ли сказать, что масса ведерок с ватой и камешком одинаковая? Почему потребовалось так много ваты, чтобы ее вес был равен весу одного маленького камешка?.
4. Поэкспериментируйте с другими предметами. Какой можно сделать вывод о массе и величине предметов? Масса предмета не всегда зависит от его величины. Бывает так, что маленький предмет может быть тяжелым, а большой – легким. Назовите маленькие, но тяжелые предметы. Какие вы знаете большие, но легкие предметы?
5. Как вы думаете, масса сухих и сырых вещей одинаковая? Как это можно доказать? Насыпьте в оба ведерка одинаковое количество песка. Налейте в одно ведерко воды. Масса какого ведерка теперь больше? Почему? Какой можно сделать вывод? Повторите эксперимент с вещами, хорошо впитывающими воду (полотенцами, губками, бумагой), и вещами, плохо впитывающими и совсем не впитывающими воду (деревянными, стеклянными, железными, пластмассовыми предметами). Почему без точных весов мы не смогли увидеть разницу в массе сухого и мокрого стакана? Какой можно сделать вывод? Масса непромокаемых вещей увеличивается незначительно, если их намочить, а масса вещей, хорошо впитывающих воду, значительно увеличивается по сравнению с сухой вещью.
6. Ответьте на вопросы, доказывая свою точку зрения:
В соответствии с законом поэлементного усвоения нового и сложного содержания опыт исследовательской деятельности приобретается только поэлементно и пооперационно.
На первом уровне от детей требуется наименьшая самостоятельность. Здесь педагог сам ставит проблему и намечает основные вехи для ее решения, включая детей лишь в отдельные звенья рассуждения, приводящего к определению искомого. Поставив проблему, педагог дает детям возможность самим попытаться решить ее на основе уже имеющихся знаний и убедиться, что для достижения цели их явно не достает. Педагог сознательно заостряет конфликт, подчеркивает возникающее противоречие, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступных для них звеньев рассуждения, приводящих к новому знанию.
По мере накопления исходных знаний степень самостоятельности поисков решения должна нарастать. На втором уровне педагог только ставит проблему, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск). Педагог лишь в крайнем случае, если дети в рассуждениях зашли в тупик, оказывает им минимальную помощь.
Переход от более низкого уровня исследовательской деятельности к более высокому основывается на принципе сокращения сообщаемой детям информации и предоставления им все большей и большей самостоятельности.
При всей массе достоинств исследовательского метода обучения ребенок не может усваивать весь объем знаний только путем личного исследования. Разберемся – почему?
Во-первых, потому, что в образовательных программах есть такая информация, которую просто необходимо заучить, запомнить и научиться использовать.
Во-вторых, самостоятельное исследование «не экономично», оно требует на много больше времени, чем обычное восприятие объяснений, а учебное время ограничено учебными планами и сроками обучения в образовательном учреждении.
В-третьих, результаты исследования не всегда достоверны, так как индивидуальная познавательная работа детей может содержать в себе элементы случайности. Оптимальной структурой материала будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций. Проблемным способом целесообразно изучать такой материал, который содержит причинно-следственные связи и зависимости. Материал описательного, иллюстративного характера эффективнее изучать репродуктивным путем.
Автор: Емельянова М. Н.,
кандидат педагогических наук, доцент
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Статья полезная, детей, можно и нужно развивать, но... Хотелось бы и ответики получить от автора вот на эти, например, вопросы: Почему пуховик легче шубы? Может ли арбуз быть легче яблока? Прозрачная вода тяжелая или легкая?..
Спасибо, Марина за информацию! Это то, что мне нужно на данный момент...