Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап
Используя в своей логопедической практике метод Sand play, я пришла к выводу, что игры с песком не только благоприятно влияют на общее развитие ребенка, но и максимально способствуют исправлению речевых нарушений, повышают уровень психологической готовности ребенка к учебной деятельности.
Опыт работы в совокупности с анализом множества источников позволил систематизировать материал по теме песочной игротерапии в развитии детей дошкольного возраста и структурировать полученные знания в авторизованную программу «Песочная страна».
Программа «Песочная страна» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Она состоит из четырёх разделов, включающих 20 занятий; тематического годового плана; конспектов занятий к разделам «Четыре царства», «Это чудо – театр!»
Количество занятий, чередование тем или их наполняемость зависят от темпа продвижения ребёнка и сложности дефекта в речевой и эмоциональной сферах. Программа направлена на воспитание познавательного интереса, развитие творческих способностей, повышение уровня психологической готовности детей к обучению в школе.
Целью программы является коррекция и развитие коммуникативных навыков ребёнка, эмоциональной и интеллектуальной сфер, сенсорики.
Первый раздел программы знакомит детей со свойствами сухого и мокрого песка, образованием песка, правилами игры с песком. Использование нетрадиционных видов изодеятельности при работе с цветным песком воспитывает у детей чувство прекрасного, желание творить «чудо» своими руками. Вариации игры «Песочный замок» дают простор для развития фантазии и образного мышления.
Задания подбираются соответственно речевым и интеллектуальным возможностям ребёнка. Инструкции к играм формируются от имени сказочных персонажей, а сами действия максимально приближены к первоначальным инсценировкам любимых сказок. Проигрывание игровых и сказочных сюжетов в образе их героев развивает не только общеречевые умения и навыки, но и формирует культуру общения.
Второй раздел программы знакомит детей с окружающим нас миром. В разделе представлены познавательные занятия по лексическим темам: «Дикие и домашние животные», «Транспорт», «Откуда хлеб пришёл?», «Стройка», «Обитатели рек и морей», «Правила дорожного движения». Занятия проводятся согласно тематическому плану, при этом учитывается возраст и индивидуальные особенности детей. Все занятия проводятся в игровой форме, полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребёнка.
Третий раздел программы включает занятия, характеризующие сезонные изменения в природе. Времена года представляются, как «Четыре царства», следующие друг за другом в определённой последовательности. Каждое «царство» имеет свои характерные признаки, существует прямая связь между сезонными изменениями в живой и неживой природе. При проведении этих занятий используются нетрадиционные методы изодеятельности: трафаретное рисование цветным песком и солью; выполнение аппликации из песка путём высыпания его на смазанную клеем тонированную поверхность.
Четвёртый раздел программы посвящён театрализованной игре. От обычного театрализованного представления она отличается тем, что действие спектакля происходит не на сцене, а на песке, в песочнице. Дети знакомятся со сценарием на занятиях по развитию речи. На индивидуальных занятиях ведётся работа над коррекцией всех сторон речевого развития. Дети с увлечением играют на песке, они быстро запоминают слова всех персонажей. В результате их речь становится более выразительной и грамотной. Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля на песке, позволяет ребёнку не только совершенствовать речевые возможности, но и приобрести веру в свои силы, повысить самооценку.
Проследив динамику развития детей, занимающихся по программе «Песочная страна», я пришла к выводу, что песочная игра благоприятно влияет на общее развитие ребенка: воспитывает познавательный интерес, развивает творческие способности, повышает уровень психологической готовности к учебной деятельности. Игры с песком развивают мелкую моторику, тренируют руку ребенка, подготавливая ее к свободному естественному письму, развивают глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие.
Таким образом, использование в логопедической работе программы «Песочная страна» оказывает положительное влияние на развитие у детей коммуникативных навыков, сенсорики, эмоциональной и интеллектуальной сфер и помогает более успешно подготовить ребенка к обучению в школе.
1. Н.В. Нищева. Система коррекционной работы. – СПб., 2005.
2. Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб., 1997.
3. А.Ю. Татаринцева. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб., 2007.
4. А.Н. Малахова. Небесное путешествие. Программа игротерапии для дошкольников. – СПб., 2008.
Автор: Лилия Дмитриевна Холоша, учитель-логопед высшей квалификационной категории МДОУ ДСОВ № 9, станица Стародеревянковская, Каневской район, Краснодарский край. Стаж работы по специальности – 12 лет.
Лилия Дмитриевна – победитель Краевого конкурса лучших педагогических работников дошкольных образовательных учреждений – 2009. Цель ее работы: раскрытие речевого и творческого потенциала каждого ребенка посредством создания стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено.
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Психологи и психотерапевты еще в начале прошлого века предприняли попытки использовать потенциал игр на песке в лечебных целях. Игра с песком, как консультативная методика была описана английским детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд. В 1935 году она опубликовала книгу "Игра в детство". Швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг открыл песок для научного осмысления в контексте психотерапевтической помощи взрослым. Его ученица Дора Калфф полностью посвятила себя Sand play и развивала этот метод в течении всей своей жизни. В 1980 году ею выпущена монография "Sand play".
Сегодня песок продолжает привлекать внимание психотерапевтов и педагогов разных направлений во всем мире и в нашей стране. О.Э. Паппе (Москва) - разработал развивающую программу "Игры на песке". Грабенко Т.М. и Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. (Санкт-Петербург) - книга "Чудеса на песке. Песочная игротерапия".
Диаграмма логопедической работы за 4 учебных года, обследование уровня мотивации к логопедическим занятиям у детей, занимающихся по программе "Песочная страна", а также диагностика личной заинтересованности детей в происходящем, позволили мне сделать вывод, что песочная игра благоприятно влияет на общее развитие ребенка: воспитывает познавательный интерес, развивает творческие способности, приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы.
Песочный спектакль от обычного отличается тем, что дети выступают в нем не только актерами, но и создателями сказки на песке. Все свои действия они сопровождают построением в песочнице сюжета сказки. На первом этапе рекомендуется проводить театрализованные занятия в песочнице, используя хорошо знакомые детям сказки "Курочка ряба", "Репка", "Теремок", "Колобок". Далее - авторские и адаптированные сказки, соответствующие программным требованиям и возрастным особенностям детей.
Это интересно! Ваш комментарий дополнил работу, устранил много вопросов. С удовольствием познакомилась бы с Вашей программой подробнее.
Опыт работы по теме "Использование песочной игротерапии в развитии детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями" внесен в краевой банк данных передового педагогического опыта - Сертификат № 445 (протокол №5 от 25.11.2010), г. Краснодар.
Он включает: презентацию опыта работы; программу "Песочная страна"; методические разработки и рекомендации; конспекты занятий; рисунки выполненные цветным песком и солью. Сценарий театрализованного занятия по сказке О.Онисимовой "Непоседа" напечатан в журнале "Дошкольник" №4 2010, г. Томск. Конспект познавательного занятия "Путешествие в кубанскую старину" - в журнале "Педагогический вестник Кубани" №3 2010, г. Краснодар. Надеюсь, что в рамках очередного конкурса мне удастся
поделиться своим опытом работы в области песочной игротерапии со всеми, кто еще не разучился мечтать.
Лилия Дмитриевна! Я надеюсь, что еще не разучилась:)) буду внимательно следить за Вашими публикациями на портале! Удачи Вам и всего самого хорошего!
Оксана Анатольевна! Большое спасибо за поддержку и за добрые пожелания. Буду рада поделиться с вами своим опытом работы.