Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап
Существует непреложная истина о том, что профессиональное умение достигается лишь постоянным трудом педагога. Случается, что педагог останавливается на мёртвой точке, отказывается от продолжения борьбы за самосовершенствование. Проявляется это в усталости, пресыщенности впечатлениями, непониманием педагогических идеалов. Кончается это самым страшным в педагогике – педагогической несостоятельностью.
Избежать этого помогли изменения в организации оказания профессиональной помощи педагогическим кадрам.
Ключевыми из них стали: изменения в кадровом составе, изменение управленческих подходов к оказанию профессиональной помощи педагогическим кадрам.
В работе с педагогическими кадрами мы используем технологию коллективного творческого развития, разработанную О.С.Анисимовым, П.Г.Щедровицким. Технология коллективного творческого развития – это такая организация совместной деятельности, при которой все участвуют в коллективном творчестве.
Уровень творчества является важнейшей характеристикой личности педагога, обуславливающей авторский педагогический стиль. Авторский стиль нашего учреждения определён инновационной моделью «открытая система», разработанной методическим центром «Дидактика», данная модель обеспечивает: индивидуализацию образовательного процесса, возможность выбора.
Эти позиции определяют и педагогическую деятельность. По нашему мнению, творческую индивидуальность педагога характеризует прежде всего потребность в самореализации, т.е. стремление к возможно более полной реализации своих потенций в профессиональной деятельности. Потребность в самореализации характерна для человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору.
Новизна представляемых направлений состоит в том, что: реализуется модель непрерывного образования педагогов, осуществляется система методической поддержки педагогов, вводится система адресной методической поддержки, реализуется структура методической службы, совмещающая государственный и общественный характер управления.
Потребовалось умение выбирать рациональные способы работы, с наибольшей пользой планировать и организовывать собственный труд и труд своих подчинённых.
В основе структуры оказания профессиональной помощи педагогическим кадрам – педагогический и проектный советы, творческая лаборатория, творческие группы.
Профессиональный подбор кадров можно осуществить на сайте: http://omega-personal.ru/uslugi/autsorsing.html
Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога – его участие в методических формированиях. Педагоги осуществляют выбор методических формирований: повышают свой профессионализм в годичных командах – творческих группах, тренингах, на мастер-классах, творческой лаборатории.
Цель творческой лаборатории состоит, прежде всего, в развитии творческих способностей педагогов, в формировании потребности к постоянному саморазвитию и профессиональному совершенствованию. Уровень методической подготовки педагогов, работающих в лаборатории, как правило, разный, поэтому приоритетные направления работы реализуются через образовательные проекты:
Творческие группы организованы по функциональному принципу: наставничество, исследовательские микрогруппы. Наставническое движение является основополагающим. Его актуальность объясняется тем, что, с одной стороны, воспитатели, имеющие высокий уровень профессионализма и опыт инновационной деятельности, получили дополнительную возможность для самореализации и признания своих заслуг, с другой стороны, начинающим педагогам была обеспечена методическая и психологическая помощь.
Широкие возможности для реализации педагогического инновационного потенциала предоставляются через организацию дополнительных услуг детям. В детском саду функционируют 16 разнообразных кружков и студий. Педагоги, руководящие ими создают авторские программы, методические материалы, благодаря которым обеспечивается превышение Госстандарта по различным направлениям развития детей.
В качестве основы формирования у педагогов позиции мастера используется технологический подход к анализу и проектированию педагогических процессов. Успешно применяются следующие технологии:
Методической службой используется разнообразные формы методической работы: систематические, эпизодические, коллективные, индивидуальные. Такие как: аттестация, педсовет, круглый стол, дискуссия, диалог, диспут; анализ и решение педагогических ситуаций, деловая игра, научно-практические конференции, научно-методические семинары, педагогические сообщества, педагогический ринг, игровое моделирование, «Педагогический бой», мастер-класс. В ходе деятельности «Мастер-класса» педагоги ДОУ реализуют исследовательский подход, осуществляют выявление уровня готовности коллег к профессиональной деятельности в центре развития ребёнка. В работе с педагогическими кадрами широко используются активные методы: дискуссии, диспуты, викторины, аукционы, педагогические гостиные, анализ педагогических ситуаций, задач и т.д.
Такие методы важны тем, что обеспечивают связь, откровенный обмен мнениями, а это позволяет анализировать конкретные ситуации, помогают сплачивать коллектив, повышают уровень отношений между сотрудниками. В результате каждый педагог совершенствует своё профессиональное мастерство, наращивает свой творческий потенциал.
Реализуя функцию контроля, руководствуемся Уставом учреждения, должностными инструкциями, распоряжениями руководства. Система контроля педагогического процесса предполагает планирование контроля, определение сопутствующих и целевых видов контроля. Результаты контроля представлены в картах наблюдений за деятельностью педагогов. Для оценки деятельности педагогов введены карты наблюдений. Карта наблюдений фиксирует профессиональный рост педагога. В ней содержатся все наблюдения, накопленные за определённый период. Они оказывают реальную помощь, ибо не один годовой план не в состоянии учесть, что потребуется пронаблюдать у того или иного педагога, обеспечивают адресное методическое сопровождение. Изучение системы методической работы педагогов представлено картотекой передового педагогического опыта. Перспективой считаем создание электронного банка опыта.
И впредь мы будем предоставлять педагогам возможность стать архитекторами собственной профессиональной жизни. Слова А. Довженко «Чтобы потрясать, надо самому быть потрясённым и сердце своё держать высоко» будут для нас верным сопровождением.
Список используемой литературы
Автор: Ноздрина Елена Иннокентьевна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе высшей квалификационной категории МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 9» города Братска Иркутской области. Ее педагогический стаж 25 лет.
Елена Иннокентьевна – лауреат городского Форума «Образование г. Братска» (2008 г., 2009 г., 2010 г.), лауреат городского Форума «Образование г. Братска» в номинации «Лучшая экспериментальная площадка», лауреат Всероссийского конкурса «Методист-новатор».
Ее интересы: чтение, лыжные прогулки, бассейн (плавание).
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Здравствуйте.Очень похвально, что Вы своей работой способствуете пофессиональному росту коллег.Не чересчур ли Вы увлеклись теорией и внедрением различных технологий (кстати, часто дублирующих друг-друга)?Много - не значит лучше. Если как положено организовать работу с Портфолио - всё остальное отпадёт за ненадобностью, ведь грамотно составленная структура и оценивание по профессиональному портфолио поглощает все остальные названные технологии.Ещё раз оговорюсь - Ваша методическая помощь организована замечательно, но хочется напомнить слова Выготского -" Без самодвижения не будет эффективного развития".Хотелось бы узнать, что собой представляет "Карта наблюдений" ,каким образом Вы проводите,выражаете и фиксируете свои наблюдения за педагогами; и как к такому наблюдению относятся сами педагоги - не устают от Вашего постоянного контроля?
Уважаемая, Любовь Владимировна!
Радует, что наш опыт работы с кадрами вызвал у Вас интерес. Разнообразие педагогических технологий используем с целью индивидуального подхода в работе с кадрами в зависимости от опыта, стажа, квалификационной категории и т.д. А карта наблюдений позволяет осуществлять не столько контроль, сколько самоконтроль, анализировать достижения и промахи, накапливать копилку аннотированных занятий. Карта наблюдений выглядит так: ф.и.о., год рождения, год окончания учебного заведения и его название, специальность, педагогический стаж, пед.стаж в учреждении, последний год повышения квалификации, какой опыт обобщался и когда, какое основное направление в работе, дата заполнения, роспись. Согласны с мнением профессора Московского института повышения квалификации Л.М. Денякиной «Контроль – это услуга», учимся организовывать его в этом направлении.
Всего Вам доброго, светлого!