Регистрация

Профессиональная поддержка педагогических кадров

  • 5 января 2011

Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап

Существует непреложная истина о том, что профессиональное умение достигается лишь постоянным трудом педагога. Случается, что педагог останавливается на мёртвой точке, отказывается от продолжения борьбы за самосовершенствование. Проявляется это в усталости, пресыщенности впечатлениями, непониманием педагогических идеалов. Кончается это самым страшным в педагогике – педагогической несостоятельностью.

Избежать этого помогли изменения в организации оказания профессиональной помощи педагогическим кадрам.

Ключевыми из них стали: изменения в кадровом составе, изменение управленческих подходов к оказанию профессиональной помощи педагогическим кадрам.

В работе с педагогическими кадрами мы используем технологию коллективного творческого развития, разработанную О.С.Анисимовым, П.Г.Щедровицким. Технология коллективного творческого развития – это такая организация совместной деятельности, при которой все участвуют в коллективном творчестве.

Уровень творчества является важнейшей характеристикой личности педагога, обуславливающей авторский педагогический стиль. Авторский стиль нашего учреждения определён инновационной моделью «открытая система», разработанной методическим центром «Дидактика», данная модель обеспечивает: индивидуализацию образовательного процесса, возможность выбора.

Эти позиции определяют и педагогическую деятельность. По нашему мнению, творческую индивидуальность педагога характеризует прежде всего потребность в самореализации, т.е. стремление к возможно более полной реализации своих потенций в профессиональной деятельности. Потребность в самореализации характерна для человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору.

Новизна представляемых направлений состоит в том, что: реализуется модель непрерывного образования педагогов, осуществляется система методической поддержки педагогов, вводится система адресной методической поддержки, реализуется структура методической службы, совмещающая государственный и общественный характер управления.

Потребовалось умение выбирать  рациональные способы работы, с наибольшей пользой планировать и организовывать собственный труд и труд своих подчинённых.

В основе структуры оказания профессиональной помощи педагогическим кадрам – педагогический и проектный советы, творческая лаборатория, творческие группы.

Профессиональный подбор кадров можно осуществить на сайте: http://omega-personal.ru/uslugi/autsorsing.html

Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога – его участие в методических формированиях. Педагоги осуществляют выбор методических формирований: повышают свой профессионализм в годичных командах – творческих группах, тренингах, на мастер-классах, творческой лаборатории.

Цель творческой лаборатории состоит, прежде всего, в развитии творческих способностей педагогов, в формировании потребности к постоянному саморазвитию и профессиональному совершенствованию. Уровень методической подготовки педагогов, работающих в лаборатории, как правило, разный, поэтому приоритетные направления работы реализуются через образовательные проекты:

  • развитие креативного мышления в логико-математических играх – проект «Познание»;
  • экологическое образование – проект «Экология»;
  • игровой проект «Сюжетно-ролевая игра»;
  • проект «Здоровье» на основе ритмической гимнастики;
  • художественно-эстетическое направление – проект «Эстетика», сюда входят: музыкальное развитие – изодеятельность; художественное конструирование – этнография; режиссёрская игра – словотворчество.

Творческие группы

Творческие группы организованы по функциональному принципу: наставничество, исследовательские микрогруппы. Наставническое движение является основополагающим. Его актуальность объясняется тем, что, с одной стороны, воспитатели, имеющие высокий уровень профессионализма и опыт инновационной деятельности, получили дополнительную возможность для самореализации и признания своих заслуг, с другой стороны, начинающим педагогам была обеспечена методическая и психологическая помощь.

Широкие возможности для реализации педагогического инновационного потенциала предоставляются через организацию дополнительных услуг детям. В детском саду функционируют 16 разнообразных кружков и студий. Педагоги, руководящие ими создают авторские программы, методические материалы, благодаря которым обеспечивается превышение Госстандарта по различным направлениям развития детей.

В качестве основы формирования у педагогов позиции мастера используется технологический подход к анализу и проектированию педагогических процессов. Успешно применяются следующие технологии:

  • технология педагогического проектирования, на наш взгляд, оптимальный способ действия (достижения цели) в заданных условиях. Наряду с проектами творческого и исследовательского характера, перспективным считаем освоение социальных проектов;
  • технология педагогической поддержки очень важна в работе с молодыми специалистами;
  • технология совместного творческого воспитания – интенсивное творческое развитие каждого педагога;
  • информационные технологии – в настоящее время компьютерная техника в работе методической службы широко используется  для издательской деятельности, в подготовке дидактических и методических материалов. Осуществлён выход в глобальные сети, благодаря чему методическая служба включилась в мир компьютерных коммуникаций, может участвовать в широком обмене информацией, всероссийских и международных проектах, получен выход в Интернет;
  • технология «Портфолио педагога» - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определённый период его формирования;
  • технология организации самовоспитания – используется с целью коррекции сознания через механизм саморегуляции. Успешно зарекомендовала себя программа  самовоспитания, используемая в работе с молодыми специалистами.

Методической службой используется разнообразные формы методической работы: систематические, эпизодические, коллективные, индивидуальные. Такие как: аттестация, педсовет, круглый стол, дискуссия, диалог, диспут; анализ и решение педагогических ситуаций, деловая игра, научно-практические конференции, научно-методические семинары, педагогические сообщества, педагогический ринг, игровое моделирование, «Педагогический бой», мастер-класс. В ходе деятельности «Мастер-класса» педагоги ДОУ реализуют исследовательский подход, осуществляют выявление уровня готовности коллег к профессиональной деятельности в центре развития ребёнка. В работе с педагогическими кадрами широко используются активные методы: дискуссии, диспуты, викторины, аукционы, педагогические гостиные, анализ педагогических ситуаций, задач и т.д.

В работе с педагогическими кадрами широко используются активные методы.

Такие методы важны тем, что обеспечивают связь, откровенный обмен мнениями, а это позволяет анализировать конкретные ситуации, помогают сплачивать коллектив, повышают уровень отношений между сотрудниками. В результате каждый педагог совершенствует своё профессиональное мастерство, наращивает свой творческий потенциал.

Реализуя функцию контроля, руководствуемся Уставом учреждения, должностными инструкциями, распоряжениями руководства. Система контроля педагогического процесса предполагает планирование контроля, определение сопутствующих и целевых видов контроля. Результаты контроля представлены в картах наблюдений за деятельностью педагогов. Для оценки деятельности педагогов введены карты наблюдений. Карта наблюдений фиксирует профессиональный рост педагога. В ней содержатся все наблюдения, накопленные за определённый период. Они оказывают реальную помощь, ибо не один годовой план не в состоянии учесть, что потребуется пронаблюдать у того или иного педагога, обеспечивают адресное методическое сопровождение. Изучение системы методической работы педагогов представлено картотекой передового педагогического опыта. Перспективой считаем создание электронного банка опыта.

И впредь мы будем предоставлять педагогам возможность стать архитекторами собственной профессиональной жизни. Слова А. Довженко «Чтобы потрясать, надо самому быть потрясённым и сердце своё держать высоко» будут для нас верным сопровождением.

Список используемой литературы

  1. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства. – Москва-Воронеж, 2004.
  2. Аргайл М. Психология счастья. – М., 1990.
  3. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. – М., 2005.
  4. Лихачёв Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. – Самара, 1997.
  5. Мудрик А.В. Социализация и Смутное время. – М., 1991.

Автор: Ноздрина Елена Иннокентьевна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе высшей квалификационной категории МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 9» города Братска Иркутской области. Ее педагогический стаж 25 лет.

Елена Иннокентьевна – лауреат городского Форума «Образование г. Братска» (2008 г., 2009 г., 2010 г.), лауреат городского Форума «Образование г. Братска» в номинации «Лучшая экспериментальная площадка», лауреат Всероссийского конкурса «Методист-новатор».

Ее интересы: чтение, лыжные прогулки, бассейн (плавание).

Фото автора

Братск

4.6 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 23)
  • 5 января 2011
  • 10871
  • 3

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Любовь Владимировна

Любовь Владимировна 06.01.2011 в 09:33

Здравствуйте.Очень похвально, что Вы своей работой способствуете пофессиональному росту коллег.Не чересчур ли Вы увлеклись теорией и внедрением различных технологий (кстати, часто дублирующих друг-друга)?Много - не значит лучше. Если как положено организовать работу с Портфолио - всё остальное отпадёт за ненадобностью, ведь грамотно составленная структура и оценивание по профессиональному портфолио поглощает все остальные названные технологии.Ещё раз оговорюсь - Ваша методическая помощь организована замечательно, но хочется напомнить слова Выготского -" Без самодвижения не будет эффективного развития".Хотелось бы узнать, что собой представляет "Карта наблюдений" ,каким образом Вы проводите,выражаете и фиксируете свои наблюдения за педагогами; и как к такому наблюдению относятся сами педагоги - не устают от Вашего постоянного контроля?

Маргарита

Маргарита 12.01.2011 в 05:19

Уважаемая, Любовь Владимировна!
Радует, что наш опыт работы с кадрами вызвал у Вас интерес. Разнообразие педагогических технологий используем с целью индивидуального подхода в работе с кадрами в зависимости от опыта, стажа, квалификационной категории и т.д. А карта наблюдений позволяет осуществлять не столько контроль, сколько самоконтроль, анализировать достижения и промахи, накапливать копилку аннотированных занятий. Карта наблюдений выглядит так: ф.и.о., год рождения, год окончания учебного заведения и его название, специальность, педагогический стаж, пед.стаж в учреждении, последний год повышения квалификации, какой опыт обобщался и когда, какое основное направление в работе, дата заполнения, роспись. Согласны с мнением профессора Московского института повышения квалификации Л.М. Денякиной «Контроль – это услуга», учимся организовывать его в этом направлении.
Всего Вам доброго, светлого!

Любовь Владимировна

Любовь Владимировна 20.01.2011 в 21:03

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ПОЖЕЛАНИЯ!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!