Регистрация

«Портфолио воспитанника МОУ ДОД»

  • 29 декабря 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно обозначена идея о необходимости смены ориентиров образования: с получения  знаний и реализации абстрактных воспитательных задач – к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.

Достижение этой идеи  возможно, если образовательный процесс будет  индивидуализирован, ведь только на  основе индивидуализации может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскроются особенности, уникальные способности воспитанника. Таким образом, индивидуальный подход – основа компетентностно-ориентированного обучения воспитанников.

Одним из методов индивидуализации процесса обучения  является внедрение «Портфолио воспитанника». Портфолио – перспективная форма представления индивидуального творческого, интеллектуального, духовно-нравственного развития воспитанника.

В настоящее время не только детский сад и школа может предоставить исчерпывающую информацию о воспитаннике: его знаниях, умениях, опыте и личных достижениях в различных сферах деятельности. Центры дополнительного образования так же  обладают большим и реальным образовательным потенциалом. Соответственно, результаты, достигаемые детьми во внешкольных и внесадиковских образовательных сетях, крайне важны для более объективной оценки их уровня и направленности, и они обязательно должны учитываться школой как основным образовательным учреждением при определении возможностей обучения ребенка.

Портфолио – это отчет по процессу обучения ребенка. Его ценность в том, что он позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником  в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной и т. д.

Исходя из вышесказанного, портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • диагностические: фиксирует изменения,  рост  за определенный период времени;
  • целеполагательные: поддерживает учебные цели;
  • мотивационные: поощряет достигнутые ребенком результаты;
  • содержательные: раскрывает весь спектр выполняемых работ;
  • развивающие: обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;
  • рейтинговые: показывает диапазон навыков и умений.

Основной принцип работы с портфолио – принцип добровольности.

Воспитанник (родитель): выбирает те или иные материалы, самостоятельно их оценивает, самостоятельно вступает в контакт с педагогами-консультантами, сам представляет себя, свои возможности, достижения, творческие планы.

Педагог, воспитатель: являются консультантами и помощниками, в основе деятельности которых – сотрудничество, направление поиска, просветительская деятельность, обучение основам ведения портфолио. Педагог организует выставки, презентации портфолио, информирует воспитанников о конкурсах и форумах различного рода и уровня; способствует вовлечению детей в различные виды деятельности; отслеживает индивидуальное развитие воспитанника.

Родители: помогают в заполнении портфолио.

Главное при оформлении портфолио: систематичность и регулярность, достоверность сведений, представленных в портфолио, аккуратность и эстетичность оформления.

Мной, педагогом дополнительного образования разработана структура портфолио воспитанника учреждения дополнительного образования.

Данное портфолио – комплексное и  представляет собой папку с файловыми вкладышами. Другой вариант ведения портфолио – электронный, в виде презентации.

Структура портфолио

Структура портфолио.

Этапы работы над портфолио

I. Планирование. Разработка структуры портфолио совместно с родителями, воспитателями.

II. Практическая работа. Сбор информации, оформление портфолио.

III. Представление полученных результатов работы («Выставка «Портфолио воспитанников», презентация портфолио, защита портфолио).

Вывод:  в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации  обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к образовательным учреждениям. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, которые позволяет развивать или формировать личностные качества (компетентности) которые выдвигаются миром  образования и труда, как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного общества.

Автор: Оксана Валерьевна Суркина, педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория, МОУДОД ЦДТ «Радуга», город  Нефтегорск, Самарская область, стаж работы 11 лет.

Оксана Валерьевна имеет Благодарность министерства образования Самарской области за вклад в развитие дополнительного образования, грамоту Юго-Восточного управления МО и НСО Самарской области, Сертификат участника III Международного конкурса «Уроки благотворительности», Золотой сертификат  ССИТ (Москва)

Ее увлечения: дизайн, рисование. 

Фото автора

Суркина

3.9 из 5 звезд
(голосов: 8, сумма баллов: 31)
  • 29 декабря 2010
  • 18702
  • 3

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Светлана Александровна 29.12.2010 в 17:55

Отличный материал, современный, востребованный, доступный. В приложении можно было бы поместить "странички" портфолио, в целях повышения практической значимости материалов Вашей статьи. Спасибо за желание поделиться своим творчеством с коллегами. Удачи и успехов в новом году!

Любовь Владимировна 29.12.2010 в 21:48

Материал действительно хорош, но очень известен в интернете ( даже содержание статьи), за исключением оформления страничек. Вы являетесь непосредственным автором идеи, статьи и разработчиком структуры портфолио?

Любовь Владимировна 01.01.2011 в 08:26

Пусть Новый год вам принесет
Здоровье, радость и успех,
Не будет тягостных забот,
Звучит почаще звонкий смех.
Пусть что хочется — то и сбудется,
Что не ладится — позабудется,
Пусть хорошее преумножится
И удачно в дальнейшем сложится!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!