Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап
В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно обозначена идея о необходимости смены ориентиров образования: с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач – к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.
Достижение этой идеи возможно, если образовательный процесс будет индивидуализирован, ведь только на основе индивидуализации может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскроются особенности, уникальные способности воспитанника. Таким образом, индивидуальный подход – основа компетентностно-ориентированного обучения воспитанников.
Одним из методов индивидуализации процесса обучения является внедрение «Портфолио воспитанника». Портфолио – перспективная форма представления индивидуального творческого, интеллектуального, духовно-нравственного развития воспитанника.
В настоящее время не только детский сад и школа может предоставить исчерпывающую информацию о воспитаннике: его знаниях, умениях, опыте и личных достижениях в различных сферах деятельности. Центры дополнительного образования так же обладают большим и реальным образовательным потенциалом. Соответственно, результаты, достигаемые детьми во внешкольных и внесадиковских образовательных сетях, крайне важны для более объективной оценки их уровня и направленности, и они обязательно должны учитываться школой как основным образовательным учреждением при определении возможностей обучения ребенка.
Портфолио – это отчет по процессу обучения ребенка. Его ценность в том, что он позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной и т. д.
Исходя из вышесказанного, портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
Основной принцип работы с портфолио – принцип добровольности.
Воспитанник (родитель): выбирает те или иные материалы, самостоятельно их оценивает, самостоятельно вступает в контакт с педагогами-консультантами, сам представляет себя, свои возможности, достижения, творческие планы.
Педагог, воспитатель: являются консультантами и помощниками, в основе деятельности которых – сотрудничество, направление поиска, просветительская деятельность, обучение основам ведения портфолио. Педагог организует выставки, презентации портфолио, информирует воспитанников о конкурсах и форумах различного рода и уровня; способствует вовлечению детей в различные виды деятельности; отслеживает индивидуальное развитие воспитанника.
Родители: помогают в заполнении портфолио.
Главное при оформлении портфолио: систематичность и регулярность, достоверность сведений, представленных в портфолио, аккуратность и эстетичность оформления.
Мной, педагогом дополнительного образования разработана структура портфолио воспитанника учреждения дополнительного образования.
Данное портфолио – комплексное и представляет собой папку с файловыми вкладышами. Другой вариант ведения портфолио – электронный, в виде презентации.
I. Планирование. Разработка структуры портфолио совместно с родителями, воспитателями.
II. Практическая работа. Сбор информации, оформление портфолио.
III. Представление полученных результатов работы («Выставка «Портфолио воспитанников», презентация портфолио, защита портфолио).
Вывод: в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к образовательным учреждениям. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, которые позволяет развивать или формировать личностные качества (компетентности) которые выдвигаются миром образования и труда, как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного общества.
Автор: Оксана Валерьевна Суркина, педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория, МОУДОД ЦДТ «Радуга», город Нефтегорск, Самарская область, стаж работы 11 лет.
Оксана Валерьевна имеет Благодарность министерства образования Самарской области за вклад в развитие дополнительного образования, грамоту Юго-Восточного управления МО и НСО Самарской области, Сертификат участника III Международного конкурса «Уроки благотворительности», Золотой сертификат ССИТ (Москва)
Ее увлечения: дизайн, рисование.
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Отличный материал, современный, востребованный, доступный. В приложении можно было бы поместить "странички" портфолио, в целях повышения практической значимости материалов Вашей статьи. Спасибо за желание поделиться своим творчеством с коллегами. Удачи и успехов в новом году!
Материал действительно хорош, но очень известен в интернете ( даже содержание статьи), за исключением оформления страничек. Вы являетесь непосредственным автором идеи, статьи и разработчиком структуры портфолио?
Пусть Новый год вам принесет
Здоровье, радость и успех,
Не будет тягостных забот,
Звучит почаще звонкий смех.
Пусть что хочется — то и сбудется,
Что не ладится — позабудется,
Пусть хорошее преумножится
И удачно в дальнейшем сложится!