Регистрация

«Игровая мозаика» как средство обогащения игрового опыта детей

  • 21 сентября 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Для обогащения самостоятельного игрового опыта детей я создала и реализую проект «Игровая мозаика». Каждая игра – результат общения совместной работы воспитателя, детей и их родителей.

1 позиция.
Во что мы будем играть, что мы будем делать?

2 позиция.
Что будет происходить?

3 позиция.
Как мы будем это делать?

4 позиция.
Делаем.

Разные дети осваивали эти позиции постепенно, двигаясь в своей индивидуальной последовательности.

Позиция 1

Задача обучения ребёнка видению образца в разных аспектах

Перед тем как приступить к решению педагогической задачи, я поняла причины, по которым ребёнок не выходит в эту позицию: одни дети не хотят подражать никаким культурным образцам, другие хотят, но не могут.

Позиция 2

Задача обучения составлению сюжетов

Что делать, если ребёнок пассивен в составлении сюжета игры? С такими детьми я двигалась в двух направлениях одновременно:

Первое – ребёнка учила пересказывать короткие рассказы (событийные: сюжет завязка, действие героя и «развязка», результат действий). От точного пересказа зависит результат какой-либо игровой задачи (сообщение, передаваемое в игре «Сломанный телефон», пароль в игре разведчиков).

Второе – учила ребёнка усложнению сюжета с помощью введения новых предметов в игру, заставляла изменить линию сюжета, несколько версий его продолжения, открыть волшебные свойства предмета.

Двигалась с детьми к самостоятельному придумыванию сюжета в следующем порядке:

  1. Совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки.
  2. Частичное преобразование известной сказки.
  3. Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов.
  4. Развёртывание нового сюжета с разноконтекстными ролями.
  5. Придумывание новых историй на основе реалистических событий.

Позиция 3

Задача обучения конструирования обыгрывающих действий

Причина, по которой некоторые дети не могли занимать третью позицию, объяснялась неумением осознать действие. Чтобы полноценно работать в третьей позиции учила ребёнка освоению структуры действия: что хотел сделать (задача) – что получил в результате (результат), что хочу сделать (задача) – как буду делать (операции действия).

Второе необходимое умение – поиск разных путей решения задачи. Обучающие игры.

Позиция 4

Задача обучения ребёнка действию в игре

Приём игротерапии.

Ребёнка, который не мог начать действовать в игровой ситуации, вовлекала в кукольный театр; короткие роли без слов, потом со словами.

Пространственно-математическая игра «Кладоискатели»

В этой игре каждый ребёнок побывал в различных позициях по отношению к построению и складыванию пространства. Я в образе «Господина учёного Кота» удерживала общий план игры, задачу, позиции играющих (напоминала, что именно должен сделать каждый).

Кот Учёный

Играли две команды.
Первый такт игры – спрятать клад. После этого играющие раскладывали по залу подсказки: «Я сегодня вместо чаю ориентир вам оставляю» (следующая записка в игрушечном чайнике), «У ближайшего окна в башне спряталась она», «По дорожке к окну смотри прямо на полу», «Чтоб найти сейчас ответ, спроси у лисоньки совет» и т.п. В цепочке записок оговорённое число от 3-х до 6-ти. Я по-прежнему в образе «Господина учёного Кота» всячески помогала играющим; заводила их: «ох, где же здесь спрятать», «как сделать посложнее» и т.д.

Второй момент моей работы связан с описанием и проявлением ролей, занимаемых детьми в этой игре (минимальный набор ролей) позиций: «удерживающий общий план местности», умеющий прятать (выбирающий место), «шифровальщик».

В конце «прятанья клада» один ребёнок с помощью остальных выкладывал всю дорогу к нему (используя геометрические «записки»).

Второй такт игры – найти чужой клад. Набор ролей практически тот же – «расшифровывающий запись», «соотносящий написанное и местность (определяющий конкретное место)», «удерживающий общее пространство работы-поиска». В конце поиска клада один ребёнок при помощи других «рисовал» (выкладывал) общий план – как они шли к кладу (геометрические дорожки).

Основным искусством проведения явилась постепенная передача всех функций от воспитателя, «Господина учёного Кота», к играющим детям.
В данной игре заложены основные формы работы с пространством – выбор места, обозначение места, связывание различных мест между собой. При построении плана дети произвели конструирование пространства для отгадывающих, а при поиске клада – реконструировали (восстановили), как видели пространство загадывающие.

После игры дети имели возможность сравнить свои планы с планами соперника и обсудить, что было легко, а что трудно, что они думали окажется сложным для соперника, что оказалось сложным на самом деле. Это обсуждения я инициировала сама.

Анализ развития ребёнка в игре

Для детей существенной проблемой роста явилось приобретение умений использовать пространственные характеристики для построения игровой деятельности (какие стоит выбрать места в пространстве и как их можно обыграть, описать).

Игры

Автор: Анна Васильевна Григорьева, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ компенсирующего вида – «Детский сад №35» города Стерлитамака Республики Башкортостан, стаж работы – 36 лет.

Об авторе: Увлечения – театр, книги, бег.

Фото автора

Григорьева

3.7 из 5 звезд
(голосов: 6, сумма баллов: 22)
  • 21 сентября 2010
  • 6438
  • 5

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (5)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Бендер 22.09.2010 в 22:48

Очень интересная работа. Практическая значимость в том, что данный проект способствует обогащению игрового опыта детей. Очень важно, что при этом учитываются индивидуальные возможности детей. Дети вовлекаются в процесс игры ненавязчиво, постепенно. Также важным является то, что воспитатель в процессе реализации проекта пытается понять и учесть причины, по которым ребенок не принимает участие в играх.

Ольга 23.09.2010 в 15:31

Мы очень много говорим о том, что игра - один из ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте, к сожалению
на практике часто мы видим иное. Дети не умеют играть, а самое главное и печальное, воспитатели не правильно видят
свое место и роль в игровой деятельности детей. Поэтому, я считаю, данная работа заслуживает внимания. Ничего лишнего, все
четко и конкретно, без лишней "воды". На работах и опыте таких
воспитателей необходимо учиться молодым педагогам.

Семен Андреевич 23.09.2010 в 17:17

МОЛОДЕЦ!!!! Интересная работа. Можно отметить инновационный подход и рекомендовать для использования в работе.

Никитина Ева Владимировна 08.01.2012 в 20:17

За сегодняшний день уже второй раз встречаю среди авторов конкурсных работ коллегу из родного города.
В работе затронута интересная проблема и предложенный путь её решения для меня нов. Подкупает творческая инициативность автора, прописанность этапов работы, налицо авторский почерк работы. Но мне не хватило чёткости изложения, трудно представить, как всё это реализовалось на практике (я имею ввиду мероприятие с Господином учёным котом).Вот бы видео посмотреть!
Со всем к вам уважением...

Елена Елена Елена 23.09.2020 в 05:00

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!