Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Содействие физическому, интеллектуальному, нравственному развитию ребенка.
Программа обладает рядом особенностей, отличающих ее от известных методических рекомендаций по организации туристских прогулок.
Во-первых, в программе дана система взаимосвязанных экскурсий, прогулок, прогулок-походов, а также физкультурных и познавательных занятий, объединенных сюжетной линией, подробно раскрывающей содержание программы на протяжении всего учебного года.
Во-вторых, основу программы составляет рациональное сочетание двигательной (прежде всего), игровой, познавательной деятельности.
В-третьих, программу можно использовать в качестве компонента базовой в системе дошкольного образования или самостоятельной в системе дополнительного образования. При этом программный материал может включаться не только в активный отдых и физкультурно-оздоровительную работу, но и в учебную работу по физическому воспитанию в качестве самостоятельных физкультурных занятий с туристской направленностью.
В-четвертых, содержание физкультурных занятий с туристской направленностью согласуется с задачами типовой программы воспитания и обучения в дошкольном учреждении и направлено на совершенствование основных видов движений.
В-пятых, в программе дана развернутая характеристика ее основных содержательных блоков; каждый из них соответствует определенному виду туристской подготовки и адаптирован к возрасту ребенка. Автор намеренно не дает жестких предписаний относительно распределения учебных часов на различные виды подготовки туриста-дошкольника, что обусловливает возможность творческого подхода педагога, основанного на его опыте, активности и подготовленности детей, их родителей, а также на возможностях конкретного детского сада (оборудование, место нахождения).
Программа предназначена для детей подготовительных к школе групп. К занятиям допускаются все желающие, отнесенные к основной группе здоровья.
Выбор организационных форм во многом определен режимными моментами дошкольного учреждения. Программа базируется на результатах экспериментальной работы, проводимой в течение ряда лет в детских садах № 98 и № 10 г. Тюмени.
Программный материал реализуется в трех организационных формах: учебной, физкультурно-оздоровительной и активном отдыхе.
Учебная работа предполагает познавательные (беседы, дидактические игры, конкурсные задания) и физкультурные занятия. Рекомендуется проведение практических занятий по типу природоведческих прогулок, прогулок-разведок, прогулок-поисков, занятий-тренировок, сюжетно-ролевых занятий, круговых тренировок, занятий-соревнований и т.п. Освоению программы отводится 36 физкультурных и 36 познавательных занятий в год.
Физкультурно-оздоровительная работа: двигательный и познавательный материал программы закрепляется и совершенствуется на утренних и вечерних прогулках с помощью подвижных игр поискового характера, физических упражнений с туристской направленностью. Время на выполнение не регламентируется. Однако педагог должен учитывать предыдущую деятельность детей и знать допустимые для этого возраста физические нагрузки. В ходе апробирования программы определились варианты физкультурно-оздоровительной работы с элементами туризма:
Продолжительность занятий – 20-25 минут, количество в неделю – не более одного-двух. Их целесообразно запланировать на те дни, когда проводятся познавательные занятия с использованием средств туризма.
Активный отдых. Программный материал предусматривает различные формы туристских развлечений (не реже одного раза в месяц) как в помещении, на участке детского сада, так и на прилегающей к нему территории. Продолжительность такая же, как у физкультурного занятия.
Туристские праздники проводятся в соревновательной форме не менее двух раз в год (продолжительность каждого – около часа).
День здоровья организуется раз в год в форме слета. Нами разработаны два варианта проведения дня здоровья – с выездом в загородную зону и на участке детского сада.
Приложение: Программа двигательной и познавательной деятельности с использованием средств туризма (в формате Word)
Автор: Наталья Геннадьевна Старкова, воспитатель I квалификационной категории МДОУ №3 города Отрадный Самарской области, стаж работы по специальности – 10 лет
О себе: Очень люблю детей, люблю свою работу, д/с у нас небольшой, но коллектив сплоченный, работается легко.
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Очень хорошая работа. Видно, что работа произведена большая. Молодец!