Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Без внедрения новых идей и технологий в работе каждого дошкольного образовательного учреждения невозможно реформирование всей системы дошкольного образования.
Современная практика образования характеризуется активным включением большинства педагогов в инновационную деятельность. Под инновационной педагогической деятельностью понимается освоение педагогами новых, инновационных способов организации образовательного процесса, использование в воспитании детей современных образовательных программ. Многие педагоги инновационных образовательных учреждений уже сегодня готовы к серьезной поисковой работе, разработке авторских программ, современных педагогических технологий, позволяющих совершенствовать образовательный процесс.
Необходимым условием успешного протекания инновационных процессов в учреждении является инновационный потенциал педагогического коллектива, уровень которого в свою очередь зависит от уровня инновационного потенциала отдельных педагогов.
Как утверждает В.П.Ларина, развитие инновационного потенциала педагогического коллектива образовательного учреждения – управляемый процесс. Управление развитием инновационного потенциала педагогического коллектива – часть осуществляемой в образовательном учреждении управленческой деятельности.
Одним из направлений инновационного развития педагогического коллектива стала деятельность детского сада в качестве опорного образовательного учреждения по методической работе с педагогическими кадрами Омутнинского района по проблеме «Здоровьесберегающая деятельность в дошкольном образовательном учреждении»
В 2008 году, получив статус опорного образовательного учреждения, в детском саду был проведен ряд управленческих мероприятий:
1. На основании приказа районного управления образования «О назначении руководителей РМО и опорных образовательных учреждений», а также положения «Об опорном образовательном учреждении по методической работе с педагогическими кадрами Омутнинского района», издан внутренний приказ по учреждению об организации деятельности детского сада №16 «Малыш» как опорного образовательного учреждения.
2. В соответствии с ним в учреждении создан временный творческий коллектив педагогов (ВТК), в состав которого вошли специалисты и творчески работающие педагоги для организации работы учреждения в данном режиме.
3. Разработано положение о ВТК детского сада №16 «Малыш» города Омутнинска и утвержден перспективный план работы на два учебных года.
4. С целью оценки условий сделан ресурсный анализ и проведена диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива.
В качестве критериев анализа инновационного потенциала педагогического коллектива были взяты следующие, предложенные В.П.Лариной: восприимчивость педагогов к новшествам, их готовность к освоению инноваций, творческая активность педагогических работников.
Диагностика инновационного потенциала педагогических кадров показала, что хотя у педагогов есть потребность в новизне, но в то же время обнаружилось наличие антиинновационных барьеров, которые препятствуют освоению инноваций, низкого уровня квалификационной готовности к освоению новшеств.
Из анализа ресурсообеспечения видно наличие в нашем учреждении всех необходимых ресурсов для того чтобы являться опорным образовательным учреждением по проблеме здоровьесбережения в районе:
1. Это и нормативно-правовая база: Закон об образовании, Типовое положение, СанПиНы, Конвенция о правах ребенка, инструкция по охране жизни и здоровья детей и т.д.
2. Материально-техническое оснащение детского сада организовано с учетом принципа развития движений детей, профилактики заболеваемости и создания благополучной психологической атмосферы. Это и отдельный физкультурный зал, оборудованные двигательные уголки в каждой группе, прогулочные участки, летний плескательный бассейн, информационные стенды для родителей, спортивная площадка; оборудован физиоуголок, где расположен УФО-облучатель, по специальному графику применяется ароматерапия, фитотерапия, натуропатия. Для детей и взрослых предложены услуги массажиста, кислородные коктейли, витаминотерапия и другие.
3. Интегральная модель здоровьесберегающей деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении отражает взаимодействие всего коллектива в данном направлении. Медицинская сестра осуществляет мониторинг физического здоровья детей и сотрудников дошкольного образовательного учреждения. Инструктор по физической культуре планирует и организует эффективные мероприятия, повышающие двигательную активность всех участников педагогического процесса. Педагог-психолог обеспечивает условия для положительного эмоционального фона. Сбалансированным здоровым питанием обеспечивают и детей, и педагогов квалифицированные работники пищеблока. Специалисты, воспитатели в тесной взаимосвязи осуществляют воспитательно-образовательный процесс. Обслуживающий персонал обеспечивает санитарно-гигиеническое сопровождение педагогического процесса.
На базе нашего детского сада для решения проблемы здоровьесбережения функционируют родительский клуб «Навстречу друг другу», школа для педагогов «Уроки психологической мудрости», кружок «Гимнастика для дам», школа для молодых родителей детей, непосещающих детский сад «Мое солнышко», «Уроки педмастерства» для повышения педкомпетентности младших воспитателей. Таким образом, в нашем учреждении есть все необходимые ресурсы для осуществления процесса эффективного здоровьесбережения всех участников педагогического процесса, а также созданы условия для того, чтоб являться опорным образовательным учреждением по проблеме здоровьесбережения.
В статусе опорного образовательного учреждения детский сад функционирует в течение двух лет. Целью данной деятельности стало – создание условий для повышения инновационного потенциала образовательного учреждения и профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения дошкольников. В период с 2008 по 2010 учебный год проведено 6 методических мероприятий.
Тематику и содержание мероприятий можно увидеть в таблице 1.
Таблица 1. Тематика и содержание мероприятий детского сада №16 «Малыш» в рамках опорного образовательного учреждения
Срок |
Тема |
Содержание |
Формы |
Январь 2009г |
Интегральная модель здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждений. |
Организация взаимодействия всего коллектива дошкольных образовательных учреждений по физическому и психологическому здоровью детей. |
Публичный доклад. Открытое интерактивное занятие с детьми . |
Март |
Формирование социального здоровья – залог успешности ребенка. |
Рассмотрение 3 обязательных составляющих формирования социального здоровья человека: моральное самообладание, формирование положительной Я-концепции, самоопределение личности в макро- и микроусловиях. |
Стендовый доклад. Презентация опыта. |
Ноябрь 2009 г. |
Использование технологий в проектировании здоровьесберегающего процесса в образовательном учреждении. |
Классификация педагогических технологий. |
Деловая игра. |
Январь 2010 г. |
Эффективные обучающие технологии взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи по проблеме здоровьесбережения. |
Технология эмоционального сближения М.Н. Поповой «Навстречу друг другу». Технология «Портфолио». Технология составления паспорта собственного здоровьетворения «Я и моё здоровье». |
Дебаты. |
Март 2010 г. |
Здоровьесберегающие технологии воспитательного характера в дошкольных образовательных учреждений. |
Представление опыта работы по технологии музыкального воздействия, проблемно-игровых технологии. Ознакомление с технологией «Индивидуальный стиль развития ребенка». |
Семинар-практикум, |
Апрель 2010 г. |
Проектирование как основа внедрения здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждений. |
Представление педагогами проектов внедрения здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждений. Анализ деятельности работы за два года. |
Интерактивная конференция в технологии критического мышления. |
Нами использовались такие продуктивные формы распространения инновационного педагогического опыта: стендовый доклад, компьютерные презентации, творческий стол, публичный доклад, открытое интерактивное занятие с детьми, занятие с педагогами с применением технологии экспериенциального обучения, психологические тренинги, дебаты и др.
Результаты деятельности
Все эти эффективные формы повлияли на успешное усвоение присутствующими представленных материалов. Это подтверждают результаты сравнительных диагностик по выявлению компетентностей педагогов: организационных, коммуникативных, прикладных, когнитивных, информационно-аналитических умений, а так же умения планировать и целеполагать. На начало работы средний балл компетентностей составлял 3,8 (из 5 баллов), а результаты конечной диагностики свидетельствуют о повышении среднего балла до 4,04.
Но главными результатами деятельности нашего образовательного учреждения в рамках опорного мы считаем повышение инновационного потенциала педагогов нашего учреждения: повышения процента педагогов с отсутствием барьеров к инновациям. Об увеличении уровня творческой активности педколлектива говорит тот факт, что за время деятельности учреждения в рамках опорного 15 педагогов нашего детского сада были включены в подготовку и проведение мероприятий, что составляет 68% от общего числа. Все опыты отмечены педагогами образовательных учреждений района как значимые. Кроме того, произошла положительная динамика уровня квалификационной готовности педагогов к новшествам с низкого на допустимый.
Работа дошкольного образовательного учреждения в статусе опорного образовательного учреждения позволила включить большинство педагогов в процесс инновационного развития коллектива с учётом их возрастных, индивидуальных и психологических особенностей, а так же получить реальные данные о возможностях образовательного учреждения и построить оптимальную систему инновационной педагогической деятельности.
Продуктом деятельности являются:
1. Комплексно-целевая программа физического и психологического здоровья дошкольников «Будь здоров, малыш», которую мы планируем проэкспертировать.
2. Проект «Здоровый педагог – успешный педагог», цель которого физическое и психологическое оздоровление педагогов нашего учреждения. Данный проект был представлен на III областном образовательном форуме «Открытость, качество, развитие» и отмечен почетной грамотой за перспективность.
3. Создана методическая копилка «Будьте здоровы!», с помещенными в ней готовыми материалами по оздоровлению детей и взрослых, которые можно использовать для информационных стендов, в организации здоровьесберегающей среды учреждения. Все материалы в копилке носят оздоровительный характер и способствуют организации планомерной и системной оздоровительной работы в учреждении.
Готовится к выпуску электронный сборник проектов и технологий по организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
За время подготовки мероприятий мы столкнулись со следующими проблемами:
Все эти проблемы успешно решены в ходе подготовки мероприятий в рамках опорного образовательного учреждения на базе нашего детского сада. Педагоги были вынуждены осваивать специальные компьютерные программы, интернет технологии, эффективные формы публичного выступления, что повлияло на развитие инновационного потенциала педколлектива.
Таким образом, в образовательном учреждении создавались не только условия для повышения компетентности педагогов района, но и условия для инновационного развития коллектива нашего детского сада. Включаясь в инновационную деятельность, педагог постоянно стремится к самосовершенствованию, самообразованию, повышению уровня своей профессиональной компетентности в вопросах реализации или разработки инноваций, инновационная деятельность приносит удовлетворения собственным педагогическим трудом.
Работа в статусе опорного образовательного учреждения позволила познать и выявить закономерности и прогрессивные тенденции в воспитательно-образовательном процессе, помочь его развитию и изменению, в конечном счёте, всё это способствует развитию коллектива и учреждения в целом, а значит работать на перспективу. Стоящие педагогические инновационные идеи должны стать достоянием всех педагогов, наша деятельность – тому подтверждение.
Литература:
1. Кузнецова Е.Б. Модель инновационной управленческой деятельности руководителя ДОУ.//Управление ДОУ, № 2, 2010 г.
2. Ларина В.П., Вепрева Л.А. Инновационная практика: организация инновационной деятельности педагогов и учебно-исследовательской деятельности учащихся: методическое пособие/ под ред В.П.Лариной – Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2004. – 82с.
3. Рятанова Н.Я. Психологическое сопровождение инновационной деятельности педагогов // Справочник старшего воспитателя № 4, 2009 г
Автор: Анжелика Алексеевна Полушкина, заведующая первой квалификационной категории МДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 16 «Малыш» города Омутнинска Кировской области, стаж работы 4 – года.
Об авторе: Руководитель деятельностью детского сада в качестве опорного образовательного учреждения по методической работе с педагогическими кадрами Омутнинского района по проблеме «Здоровьесберегающая деятельность в дошкольном образовательном учреждении» (2008-2010 г.); участник фестиваля-конференции педагогических идей «Открытый урок» (2009 г.). Фото автора :)
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.