Конструктивная деятельность значима и актуальна для развития и коррекции пространственных представлений, образного мышления, речи, творческого воображения, дизайнерских способностей, моторики, предпосылок компьютерного конструирования у ребенка с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников. Однако системные исследования по развитию конструктивных способностей у детей с задержкой психического развития практически отсутствуют.
Работа по формированию конструктивных способностей проводилась во II младшей группе комбинированной направленности. Группу посещают нормально развивающиеся дети и дети с ЗПР. Особенности нашей системы в том, что она предусматривает взаимосвязь разных видов детской деятельности.
Образовательные задачи:
Коррекционно-развивающиеся задачи:
Воспитательные задачи:
Словарь: Зайка, дорожка, змейка, лодочка, бережок, пенечки, полянка, норка, воротики, домик, крылечко, между, сверху, около, под, снизу, вверх, вниз.
Материалы: Игрушка зайчик, напольный строитель, модули, построенный из модулей дом со сломанным крылечком, платочки, морковка с конфетами, природный и бросовый материал для украшения домика зайки.
Воспитатель: Это зайка Ушастик. Ушастик зовет нас в гости: На опушке лесной стоит домик расписной. Он не Белкин и не Мишкин, этот домик – дом зайчишкин. Пойдем вместе с зайкой по дорожке к домику. Из чего мы построим дорожку? Какого она будет цвета?.
Воспитатель вместе с детьми строит дорожку из кубиков или кирпичиков (материал дети выбирают сами). Воспитатель поощряет детей за аккуратность постройки, обращает внимание на то, что дети строили дружно, вместе.
Воспитатель: Топают ножки по разноцветной дорожке. Дорожка привела нас к речке. А как же мы переправимся на другой берег? Что для этого можно построить?
Воспитатель предлагает варианты фотографий построек (лодочка, мост, корабль и т.д.) Во время строительства воспитатель привлекает детей с ЗПР к совместной деятельности, поощряет их активность.
Дети вместе с воспитателем строят лодочку (корабль, мост). Звучит музыка.
Воспитатель: Как красиво вокруг! Птички поют. Жучки по траве ползают. Солнышко ярко светит. Вот и бережок. Выходите из лодочки осторожно, ножки не намочите. Куда это зайка нас привел? Зайка сядет на пенек и будет смотреть, как дети занимаются зарядкой. Вот корзина с платочками. А где же ваши пенечки? Построим пенечки и потанцуем около них. Кто какой пенечек хочет построить?
Разноцветный, из кубиков одного цвета, высокий, низкий. Помогает детям выбрать строительный материал, побуждает к планированию, анализу постройки, особое внимание обращая на речевую активность детей с ЗПР: «Как будешь строить? Что сначала поставишь, что потом? Куда поставил кубик? Какого цвета получилась башенка? и др. Все вокруг пенечков наши дети встали, яркие платочки высоко подняли».
Зарядка:
И.п. – о.с.: ноги вместе, руки опущены. «Выросли детки» – поднять руки вверх, опустить.
И.п. – о.с.: ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, помахать платочками, выпрямиться.
Потанцуем около пенечка. Дети кружатся.
Воспитатель: А теперь превратимся в зайчиков, попрыгаем около пенечка своего дружочка. Вот какие зайки дружные! Присели и спрятались за пенечки, нет деток. Подуем на платочек. Молодцы, Ушастика порадовали. Ему понравились ваши башенки, они разные: и высокие, и низкие! Ушастик приглашает вас пойти дальше. А вот и домик Ушастика. Зайка, а что у тебя с крылечком случилось? Сломалось? Мы тебе поможем построить крылечко.
После ремонта крылечка воспитатель предлагает детям украсить домик зайчика деталями конструктора, посадить около домика сад. Зайчик благодарит детей. Садится на крылечко и предлагает детям поиграть в игру «Жучки»: под быструю музыку дети бегают, жужжат, под спокойную – отдыхают.
Воспитатель: Ушастик очень рад, что вы к нему в гости пришли. Поиграли с ним, повеселили, помогли.
Ушастик дарит детям морковку, в которой находятся конфеты.
Воспитатель и дети благодарят Ушастика, прощаются с ним.
Автор: Светлана Юрьевна Гришатова, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ комбинированного вида № 452 «Родничок» Нижнего Новгорода стаж работы по специальности – 22 года
Об авторе: Участие в работе региональной экспериментальной площадки дошкольного учреждения по теме «Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья». Участие в общественной работе Учреждения. Увлечение: рукоделие, художественное творчество. Фото автора Грисвет
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.