Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (НИТ), в первую очередь, компьютеров.
Необходимо отметить, что использование НИТ в детском саду предусматривает не обучение детей основам информатики, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых научно-обоснованных средств для его развития. НИТ используют в дошкольном образовании с целью обновления форм и методов работы с детьми.
Компьютер многофункционален, его устройство таково, что он может быть полезен человеку любой профессии. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании.
Сегодня уже накоплен достаточный опыт, который показал, что в образовании компьютер может быть применен не только как практическое пособие на уроках информатики, но и как средство расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса всех учебных заведений – от детского сада до школы и вуза.
Педагоги могут повысить свой профессиональный уровень, обучаясь на компьютерных курсах ОЦ «Альтернатива». Курсы предназначены как для опытных специалистов, умеющих работать на ПК, так и для для начинающих слушателей. Полную информацию о курсах см. на сайте http://edualt.ru/uglublennyy-excel
Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло. Впервые в работе с дошкольниками компьютер был применён в США в 1971 г. В нашей стране попытки применения компьютера в дошкольных учреждениях относятся к 80-м годам. В 1986 году был проведен обширный эксперимент НИИ дошкольного воспитания АПН СССР и другими исследовательскими группами, при участии Ассоциации «Компьютер и детство».
В результате проведения комплексных междисциплинарных исследований, в которых приняли участие видные ученые, специалисты в области психологии, физиологии, информатики, были получены данные, позволяющие уже со знанием дела, на серьёзной научной основе рекомендовать использование компьютера в работе с дошкольниками.
Результаты исследований и практический опыт детских садов обсуждались на первом Всероссийском семинаре «Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания» (Москва 1989), а также на последующих семинарах в г. Сочи (1990), что позволило в последующее время перейти к широкому внедрению компьютеров в детских садах повсеместно в России.
Минобразования России обращает внимание на то, что НИТ, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не заменить их.
Опыт массовых детских садов показал, что компьютер не только способствует закреплению и уточнению знаний, но и повышает познавательную активность детей дошкольного возраста. Перед практиками и учеными встала задача: применение компьютера для коррекционной работы с детьми. В настоящее время разработаны несколько доступных компьютерных программ способствующих коррекции речи детей дошкольного возраста.
Мне нравится осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики, познавать и открывать для себя что-то новое, поэтому я активно использую разработки в этой области. Применяя в коррекционной работе готовые компьютерные программы, я увидела, как компьютер позволяют заинтересовать ребенка, применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание учебной информации.
У компьютера существует способность воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные, что позволяет создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги.
Моя компетентность в информационных компьютерных технологиях позволяет создавать свои учебные пособия в виде компьютерных презентаций с техническим исполнением (графика, текст, звук, видео) по методикам коррекционного дошкольного образования. Презентация – это обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие рассказать детям об окружающем мире.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ: сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что развивающие мультимедийные презентации можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной.
Коррекционные занятия с дошкольниками с ОНР имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его.
Я считаю, что применение компьютера для обучения дошкольников – это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя. Но, используя компьютер на занятии нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье.
Я убеждена, что роль информационных инноваций в работе с дошкольниками велика. Во-первых, они дают широкие возможности педагогам для реализации различных подходов к построению единого образовательного пространства, не сковывают творческой инициативы и педагогов, и детей.
Во-вторых, помогают заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане, что очень важно для наших детей. Компьютерные технологии не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Автор: Ольга Сергеевна Прокофьева, учитель-логопед высшей квалификационной категории МДОУ № 95 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников Фрунзенского района Санкт-Петербурга, стаж работы по специальности – 7 лет, общий педагогический – 17 лет.
О себе: Мне нравится быть педагогом. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. Не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Основой всей моей педагогической деятельности стала необходимость в постоянном самосовершенствовании. Только хорошо образованный педагог может повести ребенка в мир прекрасного.
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Замечательный кабинет. Ольга Сергеевна хотелось бы практических примеров, как вы используете НИТ в работе.
В своей работе я использую НИТ на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Мультимедиа компонент может иметь место на каждом этапе занятия.
В связи с тем, что рекомендуемое время занятий с использованием компьютера для дошкольников составляет 5-10 минут, то оптимальным, я считаю, проведение компьютерной игры с детьми в качестве одного из этапов занятия.
Я широко использую специализированную компьютерную логопедическую программу «Игры для Тигры». Она направлена на преодоление общего недоразвития речи. Применение данной программы делает процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме.
Также в своей работе я применяю компьютерную программу «Учимся правильно говорить». Программа совместно с детально разработанными методическими рекомендациями представляет собой учебно-методический комплект нового поколения.
В 2009 году закончила курсы при Институте Биологической Обратной Связи. В своей работе использую игру –эмулятор «Здоровая –азбука». Игра способствует выработке устойчивого навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.
Моя компетентность в информационных компьютерных технологиях позволяет создавать свои учебные пособия в виде компьютерных презентаций с техническим исполнением (графика, текст, звук, видео) по методикам коррекционного дошкольного образования.
Мультимедийные презентации год от года становятся все более востребованной и эффективной формой проведения логопедических занятий. Достоинства презентации в том, что ее просто сделать. Картинки сканируются из книжек, либо ищутся в интернете, после чего вставляются как слайды в Microsoft PowerPoint. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность - это ключевой apгумент использования мультимедийных компонентов. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.
Особенно оценила рассказ "О себе". Жаль, что не во всех детских садах ест возможность реализовать себя в плане использования НИТ.