Регистрация

Методическая разработка «Реализация этнокультурной составляющей в организации образовательной деятельности дошкольного образования»

  • 15 ноября 2016

Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»

Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

«Алтай многолик», — писал П.Кучияк. Проблема изучения и знакомства с родным краем отражена в программе по реализации этнокультурной составляющей в дошкольном образовании.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на решение одной из целей: «обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования…», также определены основные принципы дошкольного образования одними из которых являются учёт этнокультурной ситуации развития детей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Реализация этнокультурной составляющей в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Республики Алтай.

Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты, НОД и занятия, музейную педагогику.

План введения этнокультурной составляющей в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО.

Пояснительная записка

В проекте «Национальной доктрины образования Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России». Однако прежде чем стать патриотом России, надо уважать и любить свою семью, знать свой город, свой поселок, традиции своего края.

В нашем детском саду «Тополёк» МОУ «Паспаульская СОШ» мы, педагоги, формируем у дошкольников духовные ценности: интерес к изучению культуры своих предков; любовь к родному краю; воспитываем гордость за культуру алтайского народа, желание ее сохранять; воспитываем патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к истории своей Родины и Республике Алтай. Это является одним из значимых направлений развития образования дошкольников.

Природное, культурно-историческое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Содержание этнокультурной составляющей в дошкольном образовании призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.  Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

  • формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания этнокультурной составляющей дошкольного образования; 
  • создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ; 
  • рганизация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. 

Содержание для включения в рабочую программу направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через:

  • формирование любви к родному селу, Республике Алтай, чувства гордости за неё;
  • формирование общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, о растительном и животном мире Республики Алтай);
  • формирование общих представлений о знаменитых людях-земляках;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе родного края. 

В дошкольном учреждении мы развиваем знания детей:

  • о природе Республики Алтай (географические, климатические особенности);
  • о животном мире Алтая (насекомые, рыбы, птицы, звери). Особенности их внешнего вида, питания, размножения; 
  • о растительном мире Алтая (деревья, кустарники, травы, грибы и др.);
  • о культуре и быте народов Алтая (быт, традиции и обычаи, национальные праздники, игры).

Также развитию способствует произведения устного народного творчества коренных народов: легенды и мифы, сказки, малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки и другие).

Решение задач по реализации и освоению содержания этнокультурной составляющей дошкольного образования осуществляется как в форме непосредственной образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие; «Физическое развитие» (народные игры), «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие».

Автор: Танзыкова Наталья Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории, Щербакова Вера Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, детский сад «Тополёк» МОУ «Паспаульская СОШ», Республика Алтай. Интересы: книги, творчество, история родного края.

3.7 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 11)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Нагорная Мария

Нагорная Мария 15.11.2016 в 21:31

Уважаемые коллеги! Интересен ваш опыт по приобщению дошкольников к культуре и традициям родного края. Мне осталось лишь непонятным, почему в таблице «познавательное развитие» и «познаём родной край» находятся в разных строках. Если вы хотели отделить ФЭМП, ознакомление с социальным миром и окружающий мир, то я лично не увидела этого разделения: например, «март. познавательное развитие — «домашние животные республики», познаём родной край — «загадки о домашних птицах». И не совсем ясно, для чего вторая пояснительная записка, она относится к НОД? (может, это лишь технические ошибки?).

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 07:14

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!