Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»
Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»
«Алтай многолик», — писал П.Кучияк. Проблема изучения и знакомства с родным краем отражена в программе по реализации этнокультурной составляющей в дошкольном образовании.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на решение одной из целей: «обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования…», также определены основные принципы дошкольного образования одними из которых являются учёт этнокультурной ситуации развития детей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Реализация этнокультурной составляющей в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Республики Алтай.
Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты, НОД и занятия, музейную педагогику.
План введения этнокультурной составляющей в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО.
Пояснительная записка
В проекте «Национальной доктрины образования Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России». Однако прежде чем стать патриотом России, надо уважать и любить свою семью, знать свой город, свой поселок, традиции своего края.
В нашем детском саду «Тополёк» МОУ «Паспаульская СОШ» мы, педагоги, формируем у дошкольников духовные ценности: интерес к изучению культуры своих предков; любовь к родному краю; воспитываем гордость за культуру алтайского народа, желание ее сохранять; воспитываем патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к истории своей Родины и Республике Алтай. Это является одним из значимых направлений развития образования дошкольников.
Природное, культурно-историческое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Содержание этнокультурной составляющей в дошкольном образовании призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира. Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:
Содержание для включения в рабочую программу направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через:
В дошкольном учреждении мы развиваем знания детей:
Также развитию способствует произведения устного народного творчества коренных народов: легенды и мифы, сказки, малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки и другие).
Решение задач по реализации и освоению содержания этнокультурной составляющей дошкольного образования осуществляется как в форме непосредственной образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие; «Физическое развитие» (народные игры), «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие».
Автор: Танзыкова Наталья Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории, Щербакова Вера Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, детский сад «Тополёк» МОУ «Паспаульская СОШ», Республика Алтай. Интересы: книги, творчество, история родного края.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемые коллеги! Интересен ваш опыт по приобщению дошкольников к культуре и традициям родного края. Мне осталось лишь непонятным, почему в таблице «познавательное развитие» и «познаём родной край» находятся в разных строках. Если вы хотели отделить ФЭМП, ознакомление с социальным миром и окружающий мир, то я лично не увидела этого разделения: например, «март. познавательное развитие — «домашние животные республики», познаём родной край — «загадки о домашних птицах». И не совсем ясно, для чего вторая пояснительная записка, она относится к НОД? (может, это лишь технические ошибки?).
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.