Регистрация

Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР

  • 8 октября 2016

Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Конкурс «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС» 

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Важным моментом в общем речевом развитии является развитие лексической стороны, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Несформированность лексической стороны речи является центральным звеном в структуре дефекта детей данной категории.

Исследованиями, посвященными проблеме овладения лексической стороной речи детьми дошкольного возраста с ОНР, занимались Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.С.Жукова, Л.Ф. Спирова и др. Ими раскрыты подходы, методы, средства формирования лексических компонентов речи у детей с ОНР. Однако в практике работы воспитателей логопедических групп до сих пор не используется в полной мере комплексный подход к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Возникает противоречие между задачей формирования лексической стороны речи у дошкольников с ОНР и отсутствием комплексного подхода в работе воспитателя для ее решения.

Проблема исследования: каким образом осуществлять комплексный подход к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Цель нашей работы: выявление возможностей комплексного подхода к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Объект исследования: формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Предмет исследования: комплексный подход к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Гипотеза исследования: Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР будет успешным, если реализуется комплексный подход опирающийся во-первых, на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, и, во-вторых, на закрепление лексики в разных видах деятельности детей.

В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:

  1. Проанализировать теоретическое и практическое состояние проблемы формирования лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.
  2. Определить уровень сформированности лексической стороной речи у дошкольников с ОНР.
  3. Выявить и экспериментально проверить возможности комплексного подхода к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

етоды исследования: теоретический анализ литературы, беседа, наблюдение, эксперимент.

На первом этапе нашего исследования нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования, который позволил прийти к следующим выводам.

Понятие «лексика» в словаре лингвистических терминов определяется как совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определенную систему. Лексика является внутренне организованной совокупностью лексических единиц (слов, устойчивых словосочетаний, клишированных оборотов), связанных между собой определенными, относительно устойчивыми отношениями, функционирующих и развивающихся по определенным, свойственным русскому языку законам.

Речь, в том числе и лексическая ее сторона, развивается постепенно, поэтапно. К 5 годам нормально развивающиеся в речевом отношении дошкольники имеют достаточный словарный запас (3000-4000 слов), владеют навыками словообразования и словоизменения.

Иная картина развития лексики наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. Процесс усвоения лексики детьми при нарушенном речевом развитии в отличие от нормального протекает в замедленном темпе. В работах ученых отмечается, что у детей с ОНР не в полной мере сформированы различные компоненты лексического значения слов, наблюдается резкое расхождение объема пассивного и активного словаря, неточное употребление слов, несформированность семантических полей, своеобразие развития словарного запаса.

Данные теоретического анализа подтвердились в ходе эксперимента. В обследовании принимала участие группа из 14 детей в возрасте 5 лет. Все дети посещают старшую группу ДОУ. Проанализировав их речевые карты, мы выявили, что все дети имеют ОНР II-III уровня на фоне дизартрии.

Целью первого констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности лексической стороны речи дошкольников с ОНР.

Для ее реализации мы использовали такие методы исследования как беседа с воспитателем и специалистами ДОУ, наблюдение за работой педагогов и диагностические задания.

Из беседы со специалистами ДОУ выяснилось, что все работники ДОУ работают над закреплением лексики в рамках тематического цикла. Однако наблюдение показало, что такая работа ведется от случая к случаю, взаимодействия между специалистами нет. 

Исследование лексической стороны речи детей проводилось с использованием методики Волковой Г.А. 

Результаты, полученные в ходе обследования детей, мы сопоставили с условными уровнями сформированности лексической стороны речи у дошкольников с ОНР. Выяснилось, что:

  • высокий уровень не показал ни один из детей;
  • к среднему уровню мы отнесли 35% (5)детей;
  • к уровню ниже среднего можно отнести 58% (8) детей;
  • низкий уровень показал один ребенок (7% обследуемых детей).

Таким образом, в ходе констатирующего этапа экспериментального исследования было выявлено, что дети с ОНР данной группы к пяти годам значительно отстают в формировании лексической стороны речи от детей с нормальным речевым развитием. Одной из причин этого может быть отсутствие комплексного подхода к решению данной задачи в ДОУ.

В обучении комплексный подход – это способ построения содержания образования и организации процесса обучения на основе единого связующего стержня.

Комплексный подход в логопедии представляет собой целостную систему работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения, которая, во-первых, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ.

В процессе формирования лексической стороны речи детей с ОНР должны участвовать учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по изобразительной деятельности, инструктор по физкультуре. Профессиональное взаимодействие, взаимная осведомленность об этапах работы по развитию и коррекции речи каждого ребенка способствуют реализации комплексного подхода. Осуществление такого взаимодействия невозможно без единого тематического плана, который составляется на основе плана учителя-логопеда.

Воспитатель закрепляет сформированные логопедом речевые навыки, пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей по каждой лексической теме в процессе всех режимных моментов, включает отработанные лексико-грамматические конструкции в ситуации естественного общения детей.

Инструктор по физкультуре, закрепляя словарь, может использовать на занятиях сюжетные комплексы общеразвивающих упражнений, подбирать игры в соответствии с текущей лексической темой.

Музыкальный руководитель и воспитатель по изобразительной деятельности – обогащают и активизируют словарь в ходе бесед на своих занятиях, учат детей понятно выражать свои мысли, отвечать на вопросы красивым полным предложением.

Важное условие успешности работы по устранению недостатков, обусловленных речевыми нарушениями – это целенаправленная помощь со стороны родителей детей с ОНР. Основные задачи родителей по закреплению лексико-грамматических категорий определяются логопедом.

Во-вторых, комплексный подход опирается на закрепление лексики в разных видах деятельности детей.

Это направление работы осуществляет воспитатель, что связано со спецификой воспитательской деятельности. Воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова в течение всего пребывания ребенка в ДОУ, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.

Проведение работы по лексической теме возможно уже во время утреннего приема детей. Воспитатель может провести с детьми пальчиковую гимнастику и артикуляционную гимнастику, беседу, дидактические игры, физминутки во время занятий в соответствии с лексической темой.

На прогулке работа над лексикой проводится через наблюдения, при которых дети совершенствуют свои умения связно говорить и отвечать на вопросы, подвижные игры, в которых используется текстовое сопровождение.

После сна для закрепления лексики можно провести словесные и настольно-печатные игры, которые помогают обогатить и активизировать словарь ребенка по лексической теме, применить полученные знания на практике.

Во время всех режимных моментов воспитатель осуществляет коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.

Таким образом, выстраивая комплекс целенаправленных действий всех специалистов и закрепляя лексику в разных видах деятельности детей можно добиться качественного формирования лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Список литературы

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку [Текст] / М. М. Алексеева, В. И Яшина - М.: AcademА, 1997. - 399с.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. [Текст] / А. М. Бородич - М.: Прочвещение, 1981. - 256 с.
  3. Все о детях. Дошкольное детство. Развитие речи в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru.

Автор: Ушакова Екатерина Аркадьевна, воспитатель МДОУ Детский сад №238, г. Новокузнецк.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)
  • 8 октября 2016
  • 5299
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!