Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы
Конкурс «Методическая копилка педагога»
Доброта, мудрость, жалость, сочувствие, сопереживание, вежливость… Многолетний опыт позволяет высказать наболевшую проблему – с каждым годом все реже встречается ребенок, обладающий этими качествами в комплексе. Причин этому много. Это коренные и не всегда положительные изменения в обществе. Ускорение темпа жизни, увеличение забот о материальном благополучии не являются благоприятным полем для проявления высших нравственных качеств, таких как забота о ближнем, доброта, самоотречение ради общей цели.
Во все времена нравственное поведение формировалось на примере старшего поколения, под влиянием общественной оценки поступков человека. В современных условиях эти определяющие факторы потеряли свою силу и значимость. Родители, отдавая детей в детский сад, рассчитывают на то, что в дошкольном учреждении научат всему, забывая при этом о том, что главные нравственные уроки ребенок получает в семье.
Разумеется, работа воспитателя обязывает нас заниматься нравственным развитием ребенка. Но все это воспитывается как-то ситуативно, бессистемно. Насыщенность программных задач, плотный график, решение образовательных целей оттесняет нравственное воспитание на второй план.
Анализируя результаты многолетних наблюдений за поведением детей в игре, на учебных занятиях, в свободном общении были определены наиболее слабые звенья сформированности у детей навыков нравственного поведения:
Таким образом, определяются основные направления воспитательной образовательной работы:
1. Формирование этических представлений. Отсутствие у ребенка таких представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими его детьми.
2. Развитие эмоциональной сферы. Именно она определяет уровень этических представлений. Научить детей чувствовать, переживать, понимать чувства других – основная задача этого направления работы.
3. Развитие нравственного сознания ребенка. Задача педагогического воздействия – научить детей самостоятельно определять, с какой целью он совершает тот или иной поступок, какие он преследует при этом цели. Понимание внутренних, индивидуальных причин разных поступков – ключ к справедливому разрешению детских конфликтов.
4. Формирование нравственного поведения. Этические представления должны находить свое отражение в повседневной жизни детей.
Решение задач каждого направления невозможно без речевого развития дошкольников. Дошкольная педагогика предлагает различные формы, способы и приемы формирования нравственных качеств у дошкольников. Именно большой диапазон не только педагогических средств, но и форм их использования в педагогическом процессе, обуславливает основную трудность в практической работе с детьми.
Найти наиболее эффективные способы и приемы, объединить и систематизировать их, интегрировать с общими задачами развития дошкольников в детском саду, – вот те задачи, возможное решение которых предлагается в данной разработке.
В 2015-2016 году моей темой самообразования была – «Нравственное воспитание детей через средства художественной литературы». В течение года ежемесячно мы знакомились с каким-либо нравственным качеством. Так, нами были рассмотрены такие темы, как доброта, гостеприимство, милосердие, верность, правда и ложь, равнодушие и отзывчивость, любовь и ласка, терпение и терпимость. Дети знакомились с этими качествами через сказкотерапию, беседы, художественные произведения, дидактические игры.
В 2016-2017 году я выбрала направление:
Целью углубленной работы является разработка системы педагогического воздействия в процессе нравственного воспитания дошкольников через пословицы, поговорки и крылатые выражения.
Объект исследования: навыки нравственного поведения дошкольников старшего возраста.
Предмет исследования: способы и приемы использования возможностей русского фольклора в нравственном воспитании дошкольников.
Гипотеза: я предполагаю, что путем использования возможностей художественной литературы и фольклора в нравственном воспитании дошкольников удастся сформировать у них навыки этически-нравственного поведения.
Задачи исследования:
1. Определить формы работы по использованию возможностей художественной литературы и фольклора в нравственном воспитании старших дошкольников.
2. Разработать перспективный план развития нравственных мотивов поведения детей, способствующую совершенствованию их интеллектуальной и эмоциональной сфер.
3. Экспериментально определить параметры уровней сформированности нравственного поведения старших дошкольников.
За основу перспективного плана я взяла беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях по книге Т.А. Шорыгиной «Мудрые сказки».
Автор: Селукова Светлана Аркадьевна, воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка» – «Октябрьский детский сад», с. Октябрьский, Республика Удмуртия.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.