Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»
Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.
Теоретической базой являются исследования Н.Н. Подьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
Функция дошкольного образования способствует обновлению педагогических технологий. Педагогические технологии ставят педагогов в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности. Личностно ориентированные технологии призваны раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребёнка, стимулировать его творческую активность. Они ориентированы не на волевое привлечение внимания ребёнка, а на ориентацию и обращенность к его эмоционально-мотивационной сфере. Новые технологии учитывают факт неполной сформированности логического аппарата у детей, это и определяет их игровой и занимательный характер.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать.
Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. 3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Этапы развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников
Определены три уровня реализации «исследовательского обучения» в современной педагогике:
1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельной найти ребенку.
2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (допускается групповой, коллективный поиск).
3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно.
Программа построена на основе следующих принципов:
Практическое значение программы кружка
Экспериментирование стимулирует интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщения), стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенка происходит:
Старший дошкольник овладевает ими на уровне предметно-практического и образно-символического действия. Доступные и интересные дошкольникам «типы исследования» – опыты, эксперименты. Они позволяют знать детям активную исследовательскую позицию, освоить причинно-следственные связи, отношения и зависимости в живой и неживой природе.
Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 5-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т.е. в 5-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.
Продолжительность реализации программы
Продолжительность реализации программы – 2 года. Предусматривается 2 этапа работы:
Формы и режим занятий
Особенности организации занятий кружка
Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.
Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.
Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.
Занятия кружка проводятся один раз в неделю. Поисково-исследовательская деятельность со взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду – уголок опытов, детская лаборатория и дома).
Продолжительность занятий с детьми 5-6 лет не более 20 минут, с детьми 6-7 лет не более 25 минут. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.
Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей).
Соответствие требованиям ФГОС
Преемственность
Программа кружка предполагает:
Перспективы работы
Детское экспериментирование (исследовательская деятельность детей) должна занять достойное место в системе ценностных ориентаций дошкольников. Более тесное взаимодействие детского сада и семьи в вопросах поисково-исследовательской активности ребенка.
Цель программы кружка состоит в создании условий для развития поисково-исследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, познавательно-речевого, творческого развития. Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его
личностный рост.
Задачи программы
1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
4. Поддержать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.
Перспективный план старшей группы (краткое описание тем)
№ занятия |
Перечень тем
|
Количество занятий |
|
Теоретическое |
Практическое |
||
|
1 этап (5 – 6 лет) |
|
|
1. |
Выбор названия кружка. Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание экспериментальной деятельностью. |
1 |
- |
2. |
Вводное. Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента |
1 |
- |
|
Опыты с водой |
1 |
25 |
3. |
«Плавает или тонет» |
- |
1 |
4-5 |
«Какого цвета вода» |
- |
2 |
6 |
«Чем пахнет вода» |
- |
1 |
7 |
«Какую форму имеет вода» |
- |
1 |
8 |
«В каком направлении давит вода» |
- |
1 |
9 |
«Вода как растворитель» |
- |
1 |
10 |
«Опыт с водой «Выпадение осадков в пресной и соленой воде» |
- |
1 |
11 |
«Нарушение равновесия» |
- |
1 |
12 |
«Измерение температуры воды» |
- |
1 |
13 |
«Лед – твердая вода» |
- |
1 |
14 |
«Снег превращается в воду» |
- |
1 |
15 |
«Как выйти сухим из воды» |
- |
1 |
16 |
«Замерзая, вода двигает камни» |
- |
1 |
17 |
«Насыщенные растворы» |
- |
1 |
18 |
«Изменение объема воды» |
- |
1 |
19 |
«Вода в скафандре» |
- |
1 |
20 |
«Бездонный стакан» |
- |
1 |
21 |
«Плавающая скрепка» |
- |
1 |
22 |
«Встречное движение» |
- |
1 |
23 |
«Движение друг от друга» |
- |
1 |
24 |
«Водяной подсвечник» |
- |
1 |
25-27 |
«Вода и звук» |
1 |
2 |
28 |
«Как добыть воду для питья» |
- |
1 |
|
Опыты с воздухом |
2 |
6 |
29-31 |
«Воздух есть везде» |
1 |
2 |
32 |
«Лимон надувает воздушный шар» |
- |
1 |
33-34 |
«Работа воздуха» |
1 |
1 |
35 |
«Давление воздуха» |
- |
1 |
36 |
«Расширение горячего воздуха и его движение» |
- |
1 |
Перспективный план подготовительной группы (краткое описание тем)
|
2 этап (6 – 7 лет) |
|
|
1 |
Вводное. Закрепить правила работы в лаборатории |
1 |
- |
|
Опыты с огнем |
- |
3 |
2 |
«Горит – не горит» |
- |
1 |
3 |
«Работа с огнем» |
- |
1 |
4 |
«Живая тень» |
- |
1 |
|
Опыты с напольными весами |
2 |
2 |
5 |
«Работа с напольными весами. Знакомство» |
1 |
- |
6-7 |
«Взвешивание предметов» |
1 |
1 |
8 |
«Рекордный вес» |
- |
1 |
|
Опыты с магнитом |
1 |
7 |
9-10 |
«Магнитная задача» |
1 |
1 |
11 |
«Танцующие скрепки» |
- |
1 |
12 |
«Летающая бабочка» |
- |
1 |
13 |
«Магнит и стрелка» |
- |
1 |
14 |
«Фокус с магнитом» |
- |
1 |
15 |
«Сила притяжения магнитов» |
- |
1 |
16 |
«Все тела притягиваются друг к другу» |
- |
1 |
|
Научные опыты |
1 |
9 |
17 |
«Снежные цветы» |
- |
1 |
18 |
«Висит без веревки» |
- |
1 |
19 |
«Сломанный карандаш» |
- |
1 |
20 |
«Неугомонные зернышки» |
- |
1 |
21 |
«Подводная лодка из винограда» |
- |
1 |
22 |
Подводная лодка из яйца» |
- |
1 |
23 |
«Своды и тоннели» |
- |
1 |
25 |
«Как проткнуть воздушный шар без вреда для него» |
- |
1 |
26 |
«Понятие об электрических зарядах» |
1 |
- |
27 |
«Танцующая фольга» |
- |
1 |
|
Опыты для большой истории |
- |
5 |
28 |
«Рассматривание веществ» |
- |
1 |
29 |
«»Извержение вулкана» |
- |
1 |
30 |
«Горообразование» |
- |
1 |
31 |
«Всемирный потоп» |
- |
1 |
|
Опыты с растениями |
- |
5 |
32 |
«Откуда взялись растения» |
- |
1 |
33 |
«Почему зеленые растения, растущие в океане, не живут глубже 100м» |
- |
1 |
34 |
«Как растение ищет свет» |
- |
1 |
35 |
«Как питаются растения» |
- |
1 |
36 |
«Как вянут стебли растений» |
- |
1 |
Освещение возможных форм, приемов, методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса
В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:
Ожидаемые результаты освоения программы
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:
Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач:
Формы проведения итогов реализации программы
Педагогическая диагностика и методики результативности программы:
Методика «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова) |
Методика исследует предпочитаемый вид деятельности:
|
%
|
Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова) |
Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка:
|
Количество детей
|
Методика «Дерево желаний» (В. С. Юркевич) |
Изучение познавательной активности детей:
|
Уровень познавательной активности
|
Дидактическая проективная методика «Сахар» |
Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы:
|
% |
Диагностическое задание игра «Да – нет» |
Исследование динамики развития любознательности (исследовательской деятельности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном. Отвечать на вопрос «Что это?» Показатели:
|
Развитие исследовательской активности общее |
Педагогическая диагностика
Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:
Уровни |
Отношение к экспериментальной деятельности |
Целеполагание |
Планирование |
Реализация |
Рефлексия |
Высокий |
Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. |
Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами |
Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. |
Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. |
Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы. |
Средний |
В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. |
Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). |
Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. |
Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. |
Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Низкий |
В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес. |
Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). |
Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым. |
Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов. |
Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам. |
Овладение детьми вышеуказанными знаниями, умениями и навыками фиксирует в таблице в начале и конце года.
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Отношение к экспериментальной деятельности |
Целеполагание |
Планирование |
Реализация |
Рефлексия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предметно-развивающая среда и система работы по программе:
Материально-техническое оснащение занятий
Основное оборудование:
Дополнительное оборудование:
Автор: Васильева Наталья Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ №7, г. Черемхово Иркутской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Превосходная программа! Дети любят опыты, я знаю это по своему личному наблюдению. При таком проекте любой ребенок почувствует себя настоящим ученым-исследователем, и захочет продолжать изучать окружающий мир и после окончания обучения. Возможно это даст толчок к определению будущей профессии.
Желаю удачи в конкурсе!