Данный Совет педагогов проходил в рамках реализации завершения перехода на ФГОС ДО и посвящён теме формирования ЗОЖ у дошкольников и родителей.
Выступление старшего воспитателя
От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму. Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
На сегодняшний день существуют определённые трудности в решении проблемы формирования здорового образа жизни у детей:
Цель Совета: повышение результативности воспитательно-образовательного процесса, и формирование у педагогов ценностных ориентаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Задачи:
1. Формировать и закреплять профессиональную компетентность педагогов в области валеологии.
2. Создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников
3. Формировать положительную мотивацию у педагогов ДОУ на осуществление здоровьесберегающей деятельности.
Совет педагогов предлагаю провести в форме деловой игры «Брейн-ринг». Для этого я нужно разделиться на две команды и занять места за столами. Оценивать нашу игру будет экспертная комиссия, в состав которой входят: заведующий ДОУ, музыкальный руководитель,инструктор по физической культуре.
Для начала игры каждая команда выбирает капитана и придумывает название. Название должно соответствовать теме нашего семинара – 1 минута на размышление. Время пошло (представление команд и капитана).
Все вопросы будут появляться на экране. После озвучивания вопроса, командам даётся время на обдумывание ответа – 1 минута. Капитан команды, готовая озвучить ответ поднимает руку и команда отвечает. Команда соперников не перебивает и не подсказывает. Каждый ответ оценивает экспертная комиссия, в заключении комиссия подведёт итог игры.
1 вопрос. Назовите виды двигательной активности в воспитательно-образовательном процессе (образовательная деятельность по физической культуре, утренняя гимнастика, подвижные игры, прогулки, бодрящая гимнастика, физические упражнения на прогулке, физкульминутки и динамические паузы, физкультурные досуги, праздники и развлечения, самостоятельная двигательная активность).
2 вопрос. Перечислите основные оздоровительно-профилактические мероприятия в детском саду (чай с мёдом, соки, витаминотерапия, образовательная деятельность на свежем воздухе, прогулки, закаливание, гимнастики, бассейн, босохождение летом, и т.д.)
3 вопрос. Перечислите виды и способы закаливающих процедур детей дошкольного возраста (утреннее умывание, мытьё рук перед едой, мытьё ног перед сном; игры с водой; систематическое полоскание рта и горла кипячёной водой комнатной температуры; отваром трав шалфея и ромашки, минеральной водой; обливание ног водой с постепенным понижением температуры).
4 вопрос. Какова структура утренней гимнастики? (Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части: вводную, основную и заключительную.
1. В первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке правильной осанки и подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений. Продолжительность вводной части в среднем длится от 1 до 2 минут.
2. Во второй, основной части ставят задачи укрепления основных мышечных групп, формирования правильной осанки. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности. Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности:
После выполнения всех обще развивающих упражнений дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу. Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий. В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание).
5 вопрос. Какие задачи физического воспитания решаются в процессе проведения утренней гимнастики?
1. Разбудить организм ребёнка и настроить его на предстоящий день.
2. Разносторонне, но умеренно влиять на укрепление костно-мышечного аппарата.
3. Активизировать деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем.
4. Способствовать формированию правильной осанки. Профилактика плоскостопия.
6 вопрос. Назовите количество ОРУ в ходе НОД по физическому развитию в каждой возрастной группе (во второй младшей группе –5-6 , в средней группе – 6-7 , в старшей группе – 7-8 , в подготовительной группе – 8-10).
7 вопрос. Какие виды или варианты проведения утренней гимнастики вы знаете? (Обычная – строевые упражнения, перестроения, ОРУ; Из набора подвижных игр по 2-3 игры; музыкально-ритмическая гимнастика; игрового характера; комплекс упражнений с тренажёрами; с предметами и без предметов; сюжетная гимнастика; по показу ребёнка; схемы).
8 вопрос. Насколько сообразительны и смекалисты наши игроки, посмотрим в конкурсе «ЭРУДИТ». Внимательно слушайте наши вопросы и давайте правильные ответы на них.
1. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет).
2. Правда ли, что ежедневно нужно выпивать два стакана молока? (Да).
3. Правда ли, что ребёнку достаточно спать ночью 8 часов? (Нет, нужно 9-10).
4. Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжёлой атлетикой? (Да).
5. Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет).
6. Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (Нет).
7. Какая страна является родиной чая? (Китай).
8. Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да).
9. Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? (Нет).
9 вопрос. Соревноваться командой легко, хорошо и надёжно. Ведь не зря говорят в народе: «Одна голова хорошо, а две – лучше». Но пришло время пригласить посоревноваться наших капитанов. Капитаны - вперёд! Предлагаю вашему вниманию задание «Найди правильный ответ», выполнив которое вы выделите компоненты здорового образа жизни. У меня есть могучее дерево – дуб (нарисованное на ватмане). В древности люди его ассоциировали со здоровьем. Но наше дерево без листочков. Я предлагаю вам сейчас украсить этот «Дуб» листочками, на которых вы напишите компоненты здорового образа жизни.
1. Закончи определение: отсутствие болезни и физических дефектов, полное физическое, психическое и социальное благополучие:
2. Закаливание это -
3. Система методов и приёмов, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального личностного и физического здоровья:
4. Что согласно известному лозунгу, является залогом здоровья:
5. Как называется наука о здоровье:
6. Состояние, при котором замедляется большинство
физиологических процессов и создаются лучшие условия для восстановления работоспособности организма
7. К какой образовательной области можно отнести следующую пословицу:«Двигаюсь, значит, живу»...
8. Рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток это –
Звучит музыка.
Старший воспитатель: Пока капитаны работают, приглашаю всех педагогов на физминутку.
Игра «Веревочка»
Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из играющих. Но дети внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить. Правила. 1. Играющие должны веревку держать двумя руками. 2. По ходу игры веревка не должна падать на землю.
Старший воспитатель: Капитаны, займите свои места, а жюри подведёт итог конкурса капитанов. Результаты будут озвучены в конце игры. А мы продолжаем.
9 вопрос. Замените выражение пословицей.
10 вопрос. Формы взаимодействия с родителями по формированию у детей представлений о ЗОЖ (коллективная деятельность – заполнение таблицы).
Формы партнёрства с родителями воспитанников
Формы |
Традиционные |
Нетрадиционные |
Наглядно- информационные |
Информационные стенды |
Видеоролики |
Папки-передвижки |
Информация на сайте |
|
Тематические выставки |
Газета (журнал) |
|
Мини - газеты, книги, статьи по данной проблеме; |
Личный блокнот |
|
Фотовыставки; |
Презентации |
|
Аналитические |
Анкетирование |
«Шкатулка вопросов» |
Посещение семьи |
Тестирование |
|
Образовательные |
Беседы |
Круглый стол |
Практикумы, семинары |
Семейная гостиная |
|
Различные формы родительских собраний, лекториев; |
Родительские конференции |
|
Консультации |
Групповая дискуссия |
|
Физкультурные досуги |
Занятия в родительских клубах |
|
Открытые просмотры занятий, физкультурных досугов, праздников; |
Акция |
|
Выставки детских работ по теме; |
Вечера вопросов и ответов |
|
Видеофильмы или их фрагменты на темы воспитания ЗОЖ; |
Совместные выходы на природу |
|
Эпизодические посещения родителями д/сада; |
Совместные физкультурные занятия с детьми |
|
Организация общих дел в группе и помощи родителей по физическому воспитанию детей. |
Творческие конкурсы |
|
Организация общих дел в группе и помощи родителей по физическому воспитанию детей. |
Организация дополнительных услуг родителями в группе по физической культуре |
Подобрать наиболее рациональную форму ознакомления родителей с темами по формированию ЗОЖ дошкольника. Обосновать свой выбор и актуальность предложенных тем.
ТЕМА |
ФОРМА |
СПЕЦИАЛИСТЫ |
«Береги зубы смолоду» |
|
|
«Оказание первой помощи при отравлении, травме» |
|
|
«Влияние ТВ на здоровье дошкольников» |
|
|
«Закаляйся, если хочешь быть здоров!» |
|
|
«Режим дня» |
|
|
«Личная гигиена дома» |
|
|
«Полезная кухня» |
|
|
«Выходные с пользой для здоровья» |
|
|
«Вредные привычки» |
|
|
11 вопрос. «Вопрос – ответ». Часто педагог оказывается в ситуации, когда необходимо ответить на неожиданный вопрос ребёнка. Как себя повести?
12 вопрос. Полезные советы дайте нам своим ответом:
Старший воспитатель: Наша игра подошла к концу. Пока жюри подсчитывают баллы, у нас рекламная пауза.
Входят Красная шапочка и ее Бабушка. Между ними происходит такой диалог:
Голос : Если: не хочешь, что бы тебя съел Серый волк, как бабушку, веди здоровый образ жизни!
Старший воспитатель: Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребёнка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности.
Для формирования потребности в здоровом образе жизни необходимо:
Важнейшая задача дошкольного воспитания – это сохранение и укрепление здоровья ребёнка. В идеале это воспитание здорового ребёнка.
Команды представляют домашнее задание: Модель здорового ребёнка.
Старший воспитатель: Во 2 части нашего семинара мы заслушаем результаты контроля и мониторинга физического развития детей в ДОУ. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.
2. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта. Психологическое здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения .
3. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма , основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
1. Справка по результатам тематического контроля осуществления деятельности по физическому развитию в ДОУ.
2. Справка по состоянию здоровья и заболеваемости детей во всех возрастных группах.
Старший воспитатель: К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Вот некоторые из них:
1. Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
2. Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
3. Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
4. Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
5. Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
6. Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья своего здоровья – одна из главных стратегических задач развития страны. Давайте будем к решению этой задачи причастны.
Результаты анкетирования педагогов.
Рефлексия «Три замка»
На магнитной доске помещаются три замка: красный, зелёный и коричневый. Участниками семинара раздаются плоскостные изображения красного, зелёного и коричневого ключей. Предлагается разместить ключи по соответствующим замкам. Красный замок – эта тема актуальна. Зелёный замок – мне было интересно. Коричневый – пополнила опыт.
Старший воспитатель: «Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам» – так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот. Слово жюри по итогам игры.
Решение Совета педагогов:
1. Разработать профилактические меры для снижения заболеваемости детей в группах. Ответственные: медсестра, инструктор по ФИЗО, воспитатели.
2. Усилить методическую работу по закреплению методики физического развития дошкольников. Ответственные: старший воспитатель, руководитель МО, в течение года.
3. Через родительские собрания и информационные стенды продолжать рекламировать здоровый образ жизни среди родителей. Ответственные: воспитатели, инструктор по ФИЗО. Дата: в течение года
4. Провести совместно с родителями физкультурные развлечения для детей старших и подготовительных групп. Ответственные: воспитатели, инструктор по ФИЗО, муз. руководители. Дата: до конца учебного года
5. Пополнить спортивный зал спортивным оборудованием. Ответственные: администрация, в течение учебного года.
Литература:
1. Алямовская В. Как воспитать здорового ребенка.
2. Вавилова Е. Укрепляйте здоровье детей.
3. Васильева И. Развивающие игры для дошкольников.
4. Иванов Ю. Йога. Как сохранить и укрепить здоровье.
5. Кузьмин В. Дыхательная гимнастика.
6. Маханева М. Воспитание здорового ребенка.
7. Нестерюк Т. Гимнастика маленьких волшебников.
8. Празников В. Закаливание детей дошкольного возраста.
Автор: Сальникова Татьяна Григорьевна, старший воспитатель высшей квалификационной категории, почётный работник общего образования МБДОУ ДС № 15 «Алёнка» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Спасибо Татьяна Григорьевна, очень интересный материал, живой. С вашего разрешения воспользуюсь вашими идеями.
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.