У современных родителей возникает немало вопросов, связанных с проблемами будущей школьной жизни ребенка: «Чему и как учить малыша до школы?», «Что должен знать и уметь будущий первоклассник?» и много других. Для изучения этого вопроса было предложено воспитателем детского сада и родителям детей его посещающего, ответить на ряд вопросов анкеты. Примеры ответов на анкеты.
1. На что, по вашему мнению, должно быть направлено образование и воспитание ребенка при подготовке его к школе?
Ответы педагогов |
Ответы родителей |
– на физическое развитие |
– на развитие самостоятельности |
– на развитие познавательной активности |
– на усидчивость |
– на формирование произвольного поведения |
– на дисциплинированность |
– на развитие воображения, логического мышления и памяти |
– на коммуникативные навыки |
– на развитие мотивационной готовности |
– на развитие памяти, внимания, воображения |
– на развитие мелкой моторики |
– на интеллектуальное развитие |
– на развитие речи |
– на развитие мелкой моторики |
– на приобретение умения читать, считать и писать |
– на развитие грамотной речи |
– на развитие желания учиться |
– не знаю |
2. Могут ли, по вашему мнению, игры и игрушки помочь подготовить ребенка к школе?
Ответы педагогов |
Ответы родителей |
Да – 100% |
Да – 93% |
Нет – 0% |
Нет – 3% |
Затрудняюсь ответить – 0% |
Затрудняюсь ответить – 4% |
Анализ анкет позволяет сопоставить мнение педагогов и родителей, найти сходства и различия в подходах к вопросу подготовки ребенка к школе.
Безусловно, успешность развития малыша во многом зависит от совместной работы педагогов детского сада и семьи.
3. Как часто в общении с родителями (воспитателями) затрагивается тема подбора и приобретения игрушек и использование их в семье?
Ответы педагогов |
Ответы родителей |
Часто – 32,5% |
Часто – 8% |
Иногда – 17,5% |
Иногда – 35% |
Никогда – 0% |
Никогда – 21% |
Только на родительском собрании – 20% (1 раз в год) |
Только на родительском собрании – 16% |
Только в индивидуальной беседе – 10% |
Только в индивидуальной беседе – 11% |
Если с этим вопросом обращается родитель – 20% |
Если с этим вопросом обращается родитель – 9% |
Анализ анкет заставляет задуматься – почему ответы двух сторон участников процесса так далеки друг от друга? Почему педагоги говорят, а родители не слышат? Готовы ли педагоги к диалогу с родителями на тему игры и игрушек?
Изучение анкет подсказало варианты взаимодействия с родителями по вопросам использования игр и игрушек в условиях семьи. Это и обучение родителей педагогическим технологиям игровой деятельности с ребенком, и консультирование по вопросам создания предметно-развивающей среды дома, и информирование о психолого-педагогической значимости игрушки, и знакомство с новинками игровой продукции.
Встречаясь с родителями детей старшей группы, я попыталась раскрыть программные требования к выпускнику детского сада и продемонстрировать игры и игрушки, помогающие освоить нужные умения и навыки в игровой деятельности. Поэтому во время первой встречи с родителями я поговорила с родителями о том, что такое школьная зрелость.
С этой целью в раздаточном материале для родителей были представлены три основные направления готовности ребенка к школе, которые включают в себя следующие разделы:
1. Психофизиологическое направление |
|
1. |
Общее физическое развитие |
2. |
Характеристика движений |
3. |
Моторика руки |
4. |
Произвольная регуляция действий |
5. |
Работоспособность и утомляемость |
2. Интеллектуальное направление |
|
1. |
Знания и представления об основных предметах и явлениях окружающей действительности |
2. |
Развитие мыслительных операций |
3. |
Развитие отдельных познавательных психических процессов |
3. Личная готовность ребенка |
|
1. |
Нравственные категории |
2. |
Волевые усилия |
3. |
Сформированность навыков совместной деятельности (навыки общения с детьми и взрослыми) |
4. |
Умение слушать другого |
5. |
Самооценка дошкольника |
Готовя ребенка к школе, родители должны знать о психолого-педагогической ценности игры и игрушек; заботиться о том, чтобы дома было место для игры и хранения игрушек – это поможет приучить ребенка к бережливости и аккуратности. Однако этого недостаточно. Родителям необходимо наблюдать за играми малыша, обращать внимание на то, кого он изображает, разнообразен ли сюжет игр или изо дня в день повторяется одно и то же, умеет ли ребенок придумывать новые интересные сюжеты, выполняет ли правила игры.
В игре у дошкольника происходит формирование личностной готовности к школе. А разнообразие содержания развивающих игр позволяет реализовать названные выше составляющие интеллектуального направления по подготовке его к школьному обучению.
Предлагаю таблицу требований к знаниям и умениям выпускника детского сада и примерный перечень игр и игрушек, который поможет будущему первокласснику на пороге школы сформировать круг представлений об окружающем мире.
N |
Круг представлений ребенка, который должен сложиться у него перед поступлением в школу |
Рекомендуемые игры |
1 |
2 |
3 |
1. |
Ребенок должен знать: |
Необходимые знания будущий первоклассник может получить в грамотно организованной сюжетно-ролевой или дидактической игре. |
2. |
– знать название города, в котором он живет, свой домашний адрес, основные достопримечательности родного города |
|
3. |
– быть знаком с основами безопасности жизнедеятельности |
«Опасные ситуации», «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения», «Азбука пешехода», домино «Дорога», «Светофор», «Горящий дом», «Железная дорога – детям не игрушка» |
4. |
– знать названия видов транспорта и уметь их различать |
Домино «Транспорт», конструктор «Транспорт», «Мир в картинках» (автомобильный, водный, железнодорожный транспорт) |
5. |
– быть знаком с наиболее значимыми профессиями |
Рассказы по картинкам «Профессии», «Набор парикмахера», «Набор доктора», игра «Спасатели», «Пожарная станция» |
6. |
– знать названия месяцев, последовательность времен года, их основные приметы, стихи, загадки и пословицы о временах года |
Серия объемного лото «Времена года», рассказы по картинкам «Времена года», «Многоцветный круг», «Календарь погоды», «Сложи картинку» (времена года, суток) |
7. |
– знать названия и порядок дней недели |
«Все о времени», «Я учу дни недели», «Веселый распорядок дня», «Распорядок дня» |
8. |
– знать названия домашних и диких животных наших лесов, жарких стран и севера, их детенышей, повадки и отличия - знать названия зимующих и перелетных птиц, уметь различать их |
«Семья ягненка» (жеребенка, козленка, поросенка)», «Кто чья мама?», «Дикие (домашние) животные и их детеныши»; «Животные Севера» и др. «Зоологическое лото», «Загадки о животных», «Земля и ее обитатели», «В мире животных» (Кто где живет?) , «Живая природа», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы» |
9. |
– различать овощи, фрукты, ягоды, продукты питания |
« Корзинка с фруктами и овощами», набор «Фрукты», набор «Овощи», «Лесные ягоды», «Ботаническое лото», «Аскорбинка и ее друзья», «Пирамида здоровья» |
10. |
– Ребенок должен уметь:
|
«Расскажи сказку», «Герои русских сказок», «Сказки о животных», «Играем в театр», «Русские народные сказки» (кукольный театр), «Опорные картинки для пересказа». «Короткие истории», «Истории в картинках», «Развиваем речь», «Незнайка в Солнечном городе», серия «Рассказы по картинкам» |
11. |
– различать гласные и согласные звуки |
«Заселяем домики», «Звуки» (считаем вместе), «Веселые звуки», «Речевая тропинка», «Делим слова на слоги», «Просчитай по первой букве» |
12. |
– различать и правильно называть геометрические фигуры:
|
«Форма», лото «Геометрические фигуры», «Цветная геометрия», «Квадраты», «Геометрические формы» |
13. |
– уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (справа, слева, вверх, вниз) |
«Не ошибись!», «Найди по описанию» |
14. |
– считать от 1 до 10 и обратно |
«Математика», «Математические весы», «Счетные кубики», «Математические яйца». «Играем в математику», «Веселый счет», «Юный математик», «Первый счет», «Счетные палочки Кюизнера», «Логика и цифры», «Набор цифр и знаков», «Считалочка с Русалочкой», «Считалочка с Маугли», серия «Умное домино» (сложение, вычитание, сколько не хватает, цифры и т.д.) |
15. |
– владеть ножницами и карандашом, уметь:
|
«Геометрическая мозаика» (для аппликаций), «Моторика», «Трафареты», «Умные клеточки» |
16. |
В особую графу выделяю игры, которые развивают память, внимание, мышление |
«Развиваем память», «Что перепутал художник?», «Смотри, играй, запоминай», «Морской бой» и др. |
Автор: Петросян Лилит Бабкеновна, воспитатель д/с N 34 г. Струнино
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересно! Спасибо вам за такую содержательную работу! Дальнейших вам успехов! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.