Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Как бы не старались бы взрослые оградить своих детей от всего негативного, страшного, рано или поздно им придется рассказать о том, что такое война, почему в России отмечают 9 мая и 23 февраля.
Великая Отечественная Война – это страница нашей истории, о которой дошкольники практически ничего не знают, а школьники зачастую имеют искаженное представление. Парадокс: мы с упоением рассказываем малышам об истории древнего Рима, читаем мифы античной Греции. Наши дети могут рассказать о подвигах Геракла, Прометея, а вот о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне имеют представление более чем смутное. Возможно, это оттого, что сами взрослые не знают, как познакомить маленького ребенка с такой информацией: нет на сей счет методических рекомендаций, педагогических разработок…
Люди среднего возраста с теплотой вспоминают сейчас, как в их бытность детьми в детские сады приглашали ветеранов: малыши слушали военные истории, показывали концерт и дарили цветы героям. Вместе с родителями они смотрели черно-белые военные фильмы, слушали песни, посвященные войне и Победе.
Сейчас трудно пригласить на встречу с детьми ветерана – их осталось так мало, да и здоровье не позволяет посещать им столь эмоциональные мероприятия. Современные фильмы о военных годах, в большинстве своем выстроенные по голливудским стандартам, либо несут искаженную информацию о Великой Отечественной, либо отягощены политическими нюансами.
Ну, а найти семью, в доме которой сейчас звучали бы композиции, посвященные войне, наверное, непросто. Мы боимся «неудобных» детских вопросов, мы равнодушно проводим свое чадо за руку мимо памятного места, наши семейные фотографии «хранятся в компьютере», и мы закинули далеко на антресоли старый фотоальбом, с пожелтевших снимков которого на нас смотрит человек в орденах. Пугает, но вполне возможно, что нынешние тридцати-сорокалетние являются последними хранителями исторической объективной памяти о подвиге советского народа в лихие годы – хранителями, не умеющими ее передать…
В преддверии 65–летия Великой Победы мы, педагоги МДОУ «Детский сад № 400» г. Перми, совершенно точно осознавали: если мы, уже внуки воевавших на войне, не расскажем своим детям хотя бы то, что хранится в уголках нашей памяти, связь времен навсегда прервется.
Необходимо было найти подходы, помогающие направить детское восприятие событий многолетней давности в нужное русло и объединить их в целостную систему действий. Педагогический коллектив нашего детского сада настроился на серьезную, кропотливую и, возможно, не очень успешную работу и мы не предполагали, что нас впереди ждет большой результат маленькой идеи.
Самое близкое для маленького человечка – это его семья, поэтому о событиях более чем полувековой давности лучше поведать ему на примере собственных семейных историй, ведь нет в России ни одной семьи, которой бы не коснулась война.
Поэтому педагоги нашего детского сада обратились к мамам и папам, бабушкам и дедушкам воспитанников с просьбой вспомнить о своих родственниках, переживших Великую Отечественную, записать их свидетельства, рассказы и воспоминания, принести их фотографии, по возможности, награды, сохранившиеся реликвии. В дальнейшем мы планировали использовать эти записи в тематических занятиях, посвященных Дню Победы, беседах с детьми. В тот момент мы даже и не предполагали, какой резонанс и какое развитие получит начатая нами деятельность.
Надо сказать, что результат превзошел наши ожидания – родители очень живо откликнулись на наш призыв, многие признавались, что давно хотели рассказать ребенку о его прабабушке или прадедушке, но не знали, как и когда. Они записывали и несли в группы семейные истории, ордена и медали, снимки военных лет, газетные вырезки, удостоверения. Нам довелось держать в руках и показать детям ценные реликвии, предметы многолетней давности – свидетельства тех страшных лет.
В это время и возникла идея о создании экспозиции предметов, имеющих отношение к Великой Отечественной войне. И опять родители пошли нам навстречу, не побоявшись оставить раритетные и ценные вещи для демонстрации в нашем мини-музее. На экскурсиях дети старших и подготовительных групп внимательно слушали, поддерживали беседы – их увлекал и вызывал гордость сам факт того, что эти рассказы и вещи имеют отношения к их собственной семье, а значит, к ним самим.
С экспозицией мы пригласили познакомиться и родителей. Здесь же на выставке они могли почитать рассказы о ветеранах, которые мы оформили в газету.
Хорошими иллюстрациями к рассказам на занятиях стали специально подобранные отрывки документальной кинохроники. Так, например, рассказывая о прадедушке Кирилла Масалкина, Герое Советского Союза, подбившем на Курской дуге двадцать шесть фашистских танков, мы показали кадры танкового сражения. Несмотря на черно-белое изображение и другие дефекты киносъемки, ребята смотрели, затаив дыхание, живо обсуждали увиденное.
В свободное время на карте России, которая находилась в группе, дети самостоятельно разыскивали те географические пункты, о которых говорилось в рассказе или фильме – Курск, Сталинград, Кавказские горы, Каспийское море, очень радовались, когда их поиски завершались успехом. Со свойственной детям непосредственностью, они отмечали, как далеко находятся найденные ими территории от родного города – Перми – и рассуждали, как хорошо, что война не пришла в Пермь.
Для того чтобы детям не просто дать информацию, сведения о Великой Отечественной войне, но и пробудить их чувства, заставить понимать героизм и величие происшедшего, мы обратились к песням военных лет как к средству, благодаря которому можно добиться от детей именно сопереживания людям, прошедшим войну. Выбор остановился на разнохарактерных песнях, передающих совершенно различные переживания: «Священная война» – гневный, пламенный порыв…
Дети не просто слушали музыкальные произведения, они пытались подпевать, их лица были серьезны и вдумчивы. Наверное, главным показателем воздействия какого-либо явления на чувства детей, служит то, что дети начинают это явление рисовать. Анализ их рисунков показал, что дети являются благодарными слушателями, остро реагируют на военную музыку, им близки и понятны героические образы.
Наверное, самым главным результатом нашей работы казалось то, что и дети, и педагоги, и родители не хотели расставаться с этой темой. Ребятишки просили читать им книги о войне, показать новые фильмы. Родители рассказывали, как по просьбе малышей они посещали памятные места в городе, ходили на парад. После этих посещений дети несли в группы фотографии, делились новыми впечатлениями.
Все вместе мы решили, что наша совместная работа не должна пропасть даром. При активном содействии заведующего нашего детского сада Голубцовой Марины Леонтьевны была создана книга под названием «Не прерывается памяти нить…», в которую вошли уникальные семейные истории, записанные и переданные нам родителями наших воспитанников об их прадедах, прошедших Великую Отечественную.
Подводя итоги, мы понимаем, что не надо бояться рассказывать дошкольникам о войне. Детям свойственно правильное понимание добра и зла, чувства справедливости и сострадания, и они испытывают гордость за подвиг своих прадедов, за величие своей Родины.
Автор: Надежда Владимировна Соколова, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 400» города Перми, стаж работы по специальности – 23 года. Фото автора nadd1
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
патриотическому воспитанию уделяется в системе образования не так много врекмени и места. Хорошо.что находятся педагоги,способные посвятить этому разделу свои усилия.
Младшее поколение не должно забывать тех людей, благодаря которым они живут в России. Подобного рода информация может пригодится детям для дальнейшей учебы. Статья очень понравилась, большое спасибо)
Тема нестареющая. очеень ответственная. актуальная на данный момент. Ведь даже школьники сейчас очень слабо знакомы с историей Великой отечественной. Уважение и благодарность всем педагогам, посвящающим свой труд, нашему наследию
В наше время сложно приучить детей к познанию истории, а ведь её необходимо знать для того, чтобы не совершать ошибок прошлого. Может статьи подобного рода помогут с этой проблемой)
Очень информативная статья. Надо всегда помнить наши традиции, историю и для этого надо побольше таких мероприятии. Я думаю и детям и взрослым понравиться.
спасибо за понимание и уважение. Успехов Вам! С наступающим Днем Учителя!
Было бы любопытно посмотреть на содержание книги (в виде приложения к статье), чтобы более полно перенять опыт. Низкий поклон таким творческим, неравнодушным людям.