Регистрация

Формирование сенсорных навыков у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

  • 16 февраля 2016

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
В.А. Сухомлинский

Анализ ситуации

Раннее детство – особый период для формирования органов и систем, и прежде всего функций мозга. Учеными доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсомоторного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Развитие ребенка может происходить с помощью компьютерных игр, например, они увидят, что викинги в играх как настоящиеИменно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Актуальность проблемы

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Данные диагностики детей младшей группы на начало учебного года показали недостаточность развития у воспитанников сенсорного воспитания, мелкой моторики рук, а также зрительно-моторной координации. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого в нашей группе.

Пластиковые крышки – это наиболее доступный материал, который можно найти в каждом доме. Пластиковые крышки не только различны по величине, но и по цвету. Следовательно, простор для творчества открывается безграничный. Крышки от пластиковых бутылок – хороший исходный материал, который можно использовать для создания занимательных игр по сенсомоторному развитию. Кроме того, давая вторую жизнь пластиковым использованным предметам ( практически бросовому материалу) мы уменьшаем количество мусора на нашей планете. Ведь пластик разлагается сотни лет, выделяя вредные вещества, она загрязняет окружающую среду и наносит вред флоре и фауне.

В последнее время проблема сохранения окружающей среды становится всё острее. Развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно-моторной координации можно осуществить в играх с мелкими предметами – разноцветными крышечками. В нашей группе мы решили создать сенсорно-моторный уголок «Занимательные крышки», так как он востребован, функционален, эффективен и разносторонен.

Развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию сенсорики и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!

Цель: Формирование у детей раннего возраста сенсомоторного развития с помощью игр из бросового материала.

Задачи:

  1. Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного и тактильного восприятия.
  2. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки, повысить качество занятий в свободное время.
  3. Уточнить и расширить знание о крышках и сформировать осознанное понимание их значимости.
  4. Создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
  5. Вовлечь родителей и детей в создание игрушек и пособий из бросового материала для развития сенсорных навыков.

Участники проекта: Дети от 3 до 4-х лет, родители, Воспитатель младшей группы.

Срок реализации: Проект групповой; долгосрочный.

Планируемые результаты

  1. Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма, и формируется художественный вкус.
  2. Игры с цветными крышками научат детей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.
  3. Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.
  4. Играя, каждый ребенок понимает, что форма, величина, цвет- постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
  5. У ребенка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

Система работы

Этапы реализации:

1. Организационный.

  • Сбор и анализ информации по данной проблеме.
  • Проведение тестирования и диагностики на начало реализации проекта и его окончание.
  • Постановка проблемы.
  • Составление плана.
  • Создание развивающей среды
  • Работа с родителями. 

Практическая реализация проекта: открытые занятия для педагогов, родителей, отработка полученных знаний, умений и навыков по данной проблеме.

2. Основной

  • Создание сенсомоторного уголка в группе «Занимательные крышки».
  • Изготовление из крышек игр и пособий на развитие коммуникативных навыков «Автомобили», «Цветы», сюжетные картинки.
  • Проведение первичного диагностического инструментария и мониторинг психофизиологических возможностей каждого воспитанника.
  • Создание картотеки игр по развитию мелкой моторики и формированию сенсорных эталонов.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов крышек, изготовление альбома с различными композициями, вовлечение детей в обсуждение по вопросам.
  • «Игры, которые помогут лучше узнать ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку», консультация для родителей.
  • Проведение с детьми игрового занятия-сказки Тема: «Эти крышки – волшебницы».
  • Мастер-класс для родителей «Учим пальчики».
  • Информация в родительском уголке на тему: «Сенсорика и развитие мелкой моторики руки».
  • Привлечение родителей к созданию дидактических игр на развитие сенсорных навыков.
  • Консультация «Беседы с детьми дома и в детском саду о назначении крышек. Подборка о них материала».
  • Буклеты для родителей «Как организовать домашние игры по развитию коммуникации».
  • Итоговая диагностика сенсорных представлений детей, развития моторики руки.
  • Анализ полученных результатов Информационная корзина.
  • Консультация для родителей «Развитие общих интеллектуальных способностей».
  • Конкурс «Вместе с мамой», изготовление игры с крышечками дома.

3. Заключительный

  • Итоговое занятие «Эти крышки – волшебницы».
  • Оформление альбома «Занимательные крышки»
  • Презентация проекта.
  • Обобщение опыта работы по воспитанию интеллектуальных и сенсорных способностей у дошкольников.
  • Выступление на педагогическом совете в ДОУ.

По результатам диагностики была подобрана система игр и упражнений, направленная на развитие сенсомоторики и слухового восприятия детей младшего возраста. Свою работу я построила на основе игры, так как именно в игре развиваются все психические процессы ребенка. Результатом на этом этапе стала разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).

При подборе и составлении игр, я взяла за основу систему развивающих игр, используя следующие принципы: совмещение в деятельности ребенка элементов игр-забав, через которые решались задачи познавательной деятельности; постепенное усложнение задачи и условия игры; повышение умственной активности в решении предлагаемых задач.

Во время диагностики развития сенсорного и мелкой моторики пальцев рук были выявлены следующие результаты: у 36% детей низкий уровень, у 44%средний и лишь 20% детей показали высокий уровень. Из чего можно сделать следующий вывод, что данный проект необходим для этой группы детей. У 36% детей уровень сенсорного развития ниже возрастной нормы и у 44%детей недостаточный объем сведений об окружающем мире.

Для выявления уровня осведомленности родителей по развитию мелкой моторики было проведено анкетирование, которое показало что: у 70%родителей низкий уровень осведомленности о возможностях и потребностях детей младшего дошкольного возраста. У 40% родителей завышенные требования к ребенку, лишь 40% родителей играют с детьми в развивающие игры.

Таким образом, мониторинг показал, что необходимо разработать систему мероприятий направленных на развитие мелкой моторики и сенсорного развития с использованием бросового материала. Этот вид деятельности позволяет расширить знания детей о свойстве, качестве предмета, их форме, цвета, величине, способствуют развитию мелкой моторики, а также формируют навыки общения детей.

Литература

1. Расту, играю, развиваюсь!: Занятия с ребенком от рождения до шести лет/ Авт.-сост. Г.Е.Акимова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 368 с. (Серия «Психология детства: Практикум»)

2. Баландина JL А., Гаврилова В.Г. «Диагностика в детском саду», Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.

3. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», №2-2005,тема номера «В гармонии с природой».

4. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», №3-2007, тема номера «Экологическое воспитание». 

Автор: Зотова Наталья Александровна, воспитатель ГБОУ СОШ №6, г.о. Отрадный СП «Детский сад №14».

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!