«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
В.А. Сухомлинский
Раннее детство – особый период для формирования органов и систем, и прежде всего функций мозга. Учеными доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсомоторного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.
Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Развитие ребенка может происходить с помощью компьютерных игр, например, они увидят, что викинги в играх как настоящие. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Данные диагностики детей младшей группы на начало учебного года показали недостаточность развития у воспитанников сенсорного воспитания, мелкой моторики рук, а также зрительно-моторной координации. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого в нашей группе.
Пластиковые крышки – это наиболее доступный материал, который можно найти в каждом доме. Пластиковые крышки не только различны по величине, но и по цвету. Следовательно, простор для творчества открывается безграничный. Крышки от пластиковых бутылок – хороший исходный материал, который можно использовать для создания занимательных игр по сенсомоторному развитию. Кроме того, давая вторую жизнь пластиковым использованным предметам ( практически бросовому материалу) мы уменьшаем количество мусора на нашей планете. Ведь пластик разлагается сотни лет, выделяя вредные вещества, она загрязняет окружающую среду и наносит вред флоре и фауне.
В последнее время проблема сохранения окружающей среды становится всё острее. Развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно-моторной координации можно осуществить в играх с мелкими предметами – разноцветными крышечками. В нашей группе мы решили создать сенсорно-моторный уголок «Занимательные крышки», так как он востребован, функционален, эффективен и разносторонен.
Развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию сенсорики и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!
Цель: Формирование у детей раннего возраста сенсомоторного развития с помощью игр из бросового материала.
Задачи:
Участники проекта: Дети от 3 до 4-х лет, родители, Воспитатель младшей группы.
Срок реализации: Проект групповой; долгосрочный.
Планируемые результаты
Этапы реализации:
1. Организационный.
Практическая реализация проекта: открытые занятия для педагогов, родителей, отработка полученных знаний, умений и навыков по данной проблеме.
2. Основной
3. Заключительный
По результатам диагностики была подобрана система игр и упражнений, направленная на развитие сенсомоторики и слухового восприятия детей младшего возраста. Свою работу я построила на основе игры, так как именно в игре развиваются все психические процессы ребенка. Результатом на этом этапе стала разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
При подборе и составлении игр, я взяла за основу систему развивающих игр, используя следующие принципы: совмещение в деятельности ребенка элементов игр-забав, через которые решались задачи познавательной деятельности; постепенное усложнение задачи и условия игры; повышение умственной активности в решении предлагаемых задач.
Во время диагностики развития сенсорного и мелкой моторики пальцев рук были выявлены следующие результаты: у 36% детей низкий уровень, у 44%средний и лишь 20% детей показали высокий уровень. Из чего можно сделать следующий вывод, что данный проект необходим для этой группы детей. У 36% детей уровень сенсорного развития ниже возрастной нормы и у 44%детей недостаточный объем сведений об окружающем мире.
Для выявления уровня осведомленности родителей по развитию мелкой моторики было проведено анкетирование, которое показало что: у 70%родителей низкий уровень осведомленности о возможностях и потребностях детей младшего дошкольного возраста. У 40% родителей завышенные требования к ребенку, лишь 40% родителей играют с детьми в развивающие игры.
Таким образом, мониторинг показал, что необходимо разработать систему мероприятий направленных на развитие мелкой моторики и сенсорного развития с использованием бросового материала. Этот вид деятельности позволяет расширить знания детей о свойстве, качестве предмета, их форме, цвета, величине, способствуют развитию мелкой моторики, а также формируют навыки общения детей.
Литература
1. Расту, играю, развиваюсь!: Занятия с ребенком от рождения до шести лет/ Авт.-сост. Г.Е.Акимова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 368 с. (Серия «Психология детства: Практикум»)
2. Баландина JL А., Гаврилова В.Г. «Диагностика в детском саду», Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.
3. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», №2-2005,тема номера «В гармонии с природой».
4. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», №3-2007, тема номера «Экологическое воспитание».
Автор: Зотова Наталья Александровна, воспитатель ГБОУ СОШ №6, г.о. Отрадный СП «Детский сад №14».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.