Лауреат Всероссийской конференции «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Рабочая программа по профилактике правонарушений, употребления спиртных напитков и дурманящих веществ Умные сказки» для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации программы: 2 года.
Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ЦРРДС» г. Усинска воспитателем Темлянцевой Э.Х.
Пояснительная записка
Сведения об образовательной программе. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания и образом жизни человека. Если бы все люди хорошо знали и соблюдали общепринятые нормы, было бы меньше несчастных случаев и искалеченных судеб. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – за маленьких детей.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как мот этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.
Курс по профилактике правонарушений, употребления спиртных напитков и дурманящих веществ позволяет развить у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи между образом жизни и их последствиями для здоровья человека.
В процессе реализации программных задач происходит формирование у детей понимания того, что человек — творец своей судьбы, только от его действий и поведения зависит, какое у него будет здоровье, как в дальнейшем сложится его жизнь; воспитание умения правильно вести себя в обществе, воспитание любви к здоровому образу жизни.
Планирование составлено по основной образовательной программе МБДОУ «ЦРРДС» г. Усинска в соответствии с комплексно-тематическим планированием. программы - профилактика правонарушений, употребления спиртных напитков и дурманящих веществ через анализ произведений художественной литературы.
Она рассчитана для детей старшего дошкольного возраста и включает три направления:
Работа с воспитанниками.
Работа с педагогическим коллективом.
Работа с родителями.
Задачи:
Формировать у воспитанников навыки безопасного поведения и потребности в ЗОЖ.
Создать условия для повышения познавательного интереса детей.
Ввести в арсенал педагогов инновационные подходы в организации профилактической работы в области правонарушений, употребления спиртных напитков и дурманящих веществ.
Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросе воспитания у детей безопасного поведения и формирования ЗОЖ.
Программа составлена с учетом следующих основных принципов:
системности – работа проводится целенаправленно весь учебный год при гибком распределении содержания программы и с учетом спонтанно возникающих ситуаций;
возрастной адресованности – содержание работы с детьми разного возраста выстраивается в соответствии с возможностями детей по усвоению материала;
интеграции – программа может реализовываться как самостоятельная парциальная программа, может выступать как составная часть комплексной программы по направлениям: физическое развитие и здоровье, развитие игровой, театрализованной деятельности;
преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи – родители становятся активными участниками педагогического процесса в детском саду, должны поддерживать требования педагогов, проводить с детьми дома беседы и обсуждать конкретные темы, предложенные педагогами.
Содержание психолого-педагогической работы.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
Обогащать детей знаниями об окружающем мире.
Расширять и уточнять представления детей о ЗОЖ.
Учить наблюдать, развивать любознательность.
Рассказать о видах правонарушений, их причинах, последствий и возможных мерах наказания.
Познакомить с понятиями «правонарушение», «преступление» и «профилактика», «пропаганда».
Формировать представления о том, что человек – творец своей судьбы, только от его поведения зависит, как в дальнейшем сложится его жизнь.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между поступками и последствиями.
Развивать интерес к художественной литературе.
Учить анализировать поступки героев художественных произведений и передавать свое отношение к ним.
Учить замечать правонарушения в художественных произведениях. Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Расширять и уточнять представления детей о ЗОЖ.
Учить наблюдать, развивать любознательность.
Закреплять знания о видах правонарушений, их причинах, последствий и возможных мерах наказания.
Расширять и систематизировать знания об окружающем мире.
Продолжать знакомить детей с понятиями «правонарушение», «преступление» и «профилактика», «пропаганда». Расширять представления о многообразии способов ЗОЖ.
Дать детям понятие того, что спиртные напитки, курение могут нанести сильный вред здоровью человека.
Развивать интерес к художественной литературе.
Закреплять умение передавать свое отношение к поступкам героев художественных произведений.
Учить понимать мотивы действий героев художественных произведений.
Объяснить детям, что в жизни все взаимосвязано.
Закреплять умение замечать правонарушения в художественных произведениях.
Подвести детей к пониманию того, что судьба человека во многом зависит от его образа жизни.
Закреплять умение правильно вести себя в обществе.
Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.
Организация учебной деятельности.
Программа реализуется в процессе организованной образовательной деятельности на срок два года. Объем образовательной нагрузки для дошкольников составляет 1 раз в месяц.
Ожидаемые результаты психолого-педагогической работы.
К 6 годам дети могут:
иметь общие представления о ЗОЖ;
знать общие сведения о видах правонарушений, их причинах, последствий и возможных мерах наказания;
пользоваться в активной речи понятиями «правонарушение», «преступление» и «профилактика», «пропаганда»;
иметь представления о том, что человек — творец своей судьбы, только от его поведения зависит, как в дальнейшем сложится его жизнь;
уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками и последствиями;
уметь высказывать свое отношение к литературным героям и их поступкам;
проявлять интерес к художественной литературе; замечать правонарушения в художественных произведениях;
уметь обращаться за помощью к взрослым в случае опасности.
На этапе завершения дошкольного образования, к 7 годам дети могут:
иметь расширенные знания о ЗОЖ;
знать о видах правонарушений, их причинах, последствий и возможных мерах наказания;
иметь общие знания об окружающем мире (в соответствии с возрастом);
знать о том, что спиртные напитки, курение могут нанести сильный вред здоровью человека;
уметь понимать мотивы действий героев художественных произведений;
замечать правонарушения в художественных произведениях;
понимать, что судьба человека во многом зависит от его образа жизни;
уметь правильно вести себя в обществе;
понимать необходимость соблюдения мер предосторожности, оценивать свои возможности по преодолению опасности.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
Спасибо за публикацию: очень важная и серьезная тема затронута в ней. Научить ребенка с малых лет думать о своей безопасности и не идти на поводу у подстрекателей - это действительно необходимо делать и педагогам, и родителям. Думаю, предложенные материалы многим пригодятся в работе!