Регистрация

Познавательное развитие детей младшего возраста в условиях ФГОС

  • 5 апреля 2022

Методическая разработка подготовлена к семинару-практикуму для молодых педагогов ДОУ с целью реализации ООП «Познавательное развитие» в группах раннего и младшего дошкольного возраста в соответствии с принципами дошкольного образования ФГОС ДО. Современным дошкольным педагогам важно  следить за новинками в педагогических технологиях, быть подкованным в методическом плане. Сегодня такие знания можно получить через интернет, не покидая рабочее место, например, на сайте https://d-seminar.ru/ Здесь представлены дистанционные курсы, семинары-практикумы, мастер-классы, вебинары для воспитателей ДОУ, музыкальных руководителей, психологов, методистов, логопедов, педагогов дополнительного образования.


Одним из принципов дошкольного образования ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности (текст ФГОС пункт 1.4.7.)

Познавательная деятельность – активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Главная задача познавательного развития ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Говоря о познавательной деятельности ФГОС ДО используют три термина:

  • Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
  • Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
  • Познавательное развитие – это совокупность количественных качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. У детей младшего возраста большое значение имеет развитие их познавательной активности. Она выражается в заинтересованности принятия информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

В соответствии с программой «Истоки» под ред. Парамоновой Л.А. познавательное развитие в раннем возрасте предполагает формирование представлений об окружающем мире, предметную деятельность и конструирование из строительного материала и крупных деталей.

В младшем возрасте – это развитие представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о природе ближайшего окружения, ее особенностях, о свойствах объектов окружающего мира, формирование первичных представлений о себе и других людях,  приобщение к созданию  простейших конструкций из строительного материала и крупных деталей.

Содержание образовательных областей, согласно ФГОС зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка):

Для эффективной реализации содержания познавательного развития выделяют виды деятельности: 

 Дети раннего возраста

Дети младшего возраста

  • Предметная деятельность
  •  Общение со взрослыми
  •  Совместные игры со сверстниками под руководством взрослых
  • Самообслуживание и действие с бытовыми предметами-орудиями
  • Рассматривание картинок
  • Стихи, сказки, песенки
  • Двигательная деятельность.

 

  • Игра
  • Коммуникативная деятельность
  • Познавательно-исследовательская
  • Приобщение детей к чтению х/л и фольклора
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд
  • Конструирование
  • Изобразительная 
  • музыкальная
  • Двигательная.

ООП Познавательное развитие реализуется в формах образовательной деятельности:

  1. Непосредственно образовательная деятельность (НОД).
  2. Совместная деятельность взрослого и ребенка.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Режимные моменты.

Для успешной реализации ООП обеспечиваются следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия.

В развитии познавательных интересов существуют две основные линии:

  • Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение опыта знаниями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
  • Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы деятельности.

Особенности развития познавательного интереса

Детей раннего возраста

Детей младшего возраста

Преобладает наглядно-действенное мышление, поэтому малыш может понять только то, что находится непосредственно перед его взором.

Объектом познания являются окружающие предметы, их действия.

Дети активно познают мир по принципу «Что вижу, с чем действую, то и познаю».

Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях.

Преобладает наглядно-образное мышление.

К этому возрасту дети накапливают достаточно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой.

Ребенок только пытается установить взаимосвязи между представлениями.

 

Содержание педагогической работы

Дети раннего возраста (от 2 до 3 лет):  Знакомить детей с обобщёнными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера.

Младшая группа (от 3 до 4 лет): Учить детей обобщённым способам исследования разных объектов окружающей  жизни, с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий. Включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

С вступлением в силу ФГОС, познавательно-исследовательская деятельность, наряду с игрой становится наиболее актуальной формой организации деятельности дошкольников.

Организовывать познавательно-исследовательскую деятельность детей нужно с учетом:

  • возрастных и индивидуальных особенностей детей,
  • интеграции содержания образовательных областей,
  • предметно-пространственной развивающей образовательной среды,
  • взаимодействия с семьей.

Задача образовательной деятельности детей младшего возраста в области «Познавательное развитие»:

  • Поддерживать детское любопытство.
  • Развивать интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию. 

Для того чтобы познавательно-исследовательская деятельность успешно развивалась и осуществлялась в группах создаются уголки экспериментирования. Оснащение уголка экспериментирования в младшей группе:

  • природные материалы: песок, глина, земля, камни, жёлуди,  шишки, фасоль, семена цветов;
  • железо, резина, пластмасса, дерево;
  • бросовый материал: кусочки ткани, кожи, меха, бумага разной фактуры, проволока, пробки, прищепки и т.п.
  • сыпучие продукты: мука, соль, сахар, разнообразные виды круп.
  • материалы для игр с мыльной пеной, красители – пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки;
  • простейшие приборы и приспособления: лупы, зеркала, «чудесный мешочек», «подушечки» с крупами, контейнеры от «киндер-сюрпризов» с отверстиями;
  • картотека опытов и экспериментов.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи познавательного развития детей. Главное - сделать так, чтобы на прогулке детям было чем заниматься.

В структуру прогулки входит 5 компонентов:

  1. Наблюдение.
  2. Подвижные игры: игра большой подвижности, игра малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
  3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
  4. Труд детей на участке.
  5. Самостоятельная игровая деятельность.

Образовательная деятельность в режимные моменты

Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений.

Реализация личностно-ориентированного подхода в педпроцессе предъявляет требования к специалистам ДОУ. Одним из наиболее важных профессиональных умений является организация и планирование режимных моментов, они имеют большие возможности для решения задач познавательного развития, их интеграции в целостном образовательном процессе: утренний прием, умывание, прием пищи. Дежурство по столовой – форма организации труда детей, вид обязанностей, вводимый со второй половины 2 младшей группы.

Таким образом, познавательное развитие – одно из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Составитель: Юшкова Елена Викторовна, воспитатель МАДОУ Бершетский детский сад «Умка», с. Бершеть, Пермский край.

5 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 15)
  • 5 апреля 2022
  • 9302
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!