Регистрация

Социологический проект в ДОУ «Говорунчики»

  • 6 марта 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»

Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»

Цель: создание оптимальных условий для развития речи неорганизованных детей через совместную  деятельность специалистов ДОУ и родителей в соответствии с ФГОС.

Задачи:

1. Оздоровительные:

  1. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
  2. Формирование правильного дыхания.
  3.  Укрепление костно-мышечного аппарата.

2. Образовательные:

  1. Обогащение активного и пассивного словаря.
  2. Формирование двигательных умений и навыков.
  3. Развитие ловкости, переключаемости, координации движений.
  4. Формирование пространственных представлений.
  5. Поддержание интереса и эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности через экспериментирование.
  6. Формирование представления о свойствах и качествах предметного мира в живой и неживой природе.

3. Воспитательные:

  1. Воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
  2. Воспитание положительных личностных качеств у детей.

Обоснование. Возникла необходимость проведения коррекционных занятий с детьми 2-3 лет, имеющими задержку речевого развития, не посещающими дошкольное образовательное учреждение.

Содержание проекта

Проблема. В настоящее время отмечается рост числа детей с различными речевыми нарушениями, в структуре которых отмечаются эмоционально – волевые расстройства, дефицит внимания, запаздывание созревания высших психических функций.

И действительно, в ходе работы консультационного пункта выяснилось, что достаточно высок процент детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Многие современные родители понимают опасность запоздалого речевого развития, которое может грозить ребёнку серьёзными осложнениями в дальнейшем.

Мы, как специалисты, знаем, как важно выявить неблагополучие речевого развития и преодолеть его как можно раньше, так как возможности компенсации и развития психических функций во многом зависит от времени начала коррекционных мероприятий. Наиболее эффективным оказывается коррекционное воздействие, которое проводится в период интенсивного развития корковых структур головного мозга, т.е. в первые три года жизни ребёнка. Вывод один, чем раньше нормализована речь ребёнка, сформированы психические функции тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.

В связи с этим мы задумались о проведении коррекционных занятий с неорганизованными детьми 2-3х лет на базе нашего детского сада, так как накопили богатый опыт, которым можем поделиться с родителями и детьми, не посещающими детский сад. Шагая в ногу со временем, мы ищем инновационные формы проведения и содержания занятий.При решении этой задачи объединили усилия учителя – логопеда и музыкального руководителя, почувствовали необходимость создания нового проекта «Говорунчики». Он базируется на логоритмических занятиях, которые сочетаются с продуктивной деятельностью, экспериментированием, применением ИКТ.

Логоритмика – это наиболее эмоциональное звено логопедической работы, сочетающее профилактику и коррекцию речевых нарушений с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Наши  занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Дети, не посещающие детский сад, лишены возможности лепить, рисовать, заниматься аппликацией, конструировать со своими сверстниками, поэтому в своих занятиях особое место мы уделили продуктивной и экспериментальной деятельности. Между логоритмическими занятиями, игрой и экспериментированием нет противоречий, эти виды деятельности органично дополняют друг друга.

На третьем году жизни речь становится доминирующей линией развития. Идёт интенсивное сенсорное развитие, восприятие является ведущим познавательным процессом.

По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: речевым общением и предметной деятельностью.

Дети  2-3 лет, на наших занятиях в непринуждённой обстановке, находясь рядом с мамой, под руководством опытных педагогов познают мир и учатся общаться. Малыши с удовольствием поют, танцуют, играют, лепят, рисуют, экспериментируют с различными предметами (песок, вода, бумага и др.). Часть занятия проводится на улице, периодически используем ИКТ.

Все занятия объединены единой темой, очень эмоциональны, что способствует более быстрому развитию речи детей раннего возраста. После каждого занятия родители получают необходимые рекомендации по закреплению определённых упражнений дома, т.е. небольшие домашние задания. Помимо занятий проводятся праздники, в соответствии с возрастом детей. В результате ребёнок получает мощный импульс  для развития своей речи. Комплекс коррекционных занятий помогает малышам накапливать пассивный словарь, а в дальнейшем переводить его в активный, т.е. пользоваться речью самостоятельно.

Проект «Говорунчики» включает систему упражнений, связанных единым содержанием, темой: движения под музыку, логопедическую гимнастику и мимические упражнения, игровой массаж, гимнастику для глаз, подвижную,  коммуникативную игры, упражнения по развитию звукопроизношения и обогащению словаря, пальчиковые игры, речевой материал  (пословицы, загадки, скороговорки, стихи, анаграммы, считалки). В зависимости от темы занятия включают продуктивную деятельность: лепку, аппликацию, рисование, конструирование и небольшую опытно – экспериментальную деятельность.

Используем  наглядный  материал: иллюстрации  и  репродукции, малые  скульптурные  формы, дидактический  материал, игровые  атрибуты, музыкальные  инструменты, аудиозаписи и видеозаписи, компьютер и материал для экспериментирования.

Занятия проводятся очень эмоционально, взрослые – участники (родители) должны быть искренне вовлечены в происходящее и сами получать удовольствие от того, что они делают, только при этом условии мы можем «заразить» своим настроением детей, увлечь их игрой. Если же кто-то из участников играет без желания, занятие может не произвести нужного коррекционного эффекта. Необходимым условием работы на занятии является создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Именно комплексная работа, основанная на эмоциональном стимулировании развития речи, может приносить успехи, и прерывать затянувшееся молчание детей.

этап – Подготовительный (июнь, июль, август)

Работа консультационного пункта ДОУ. Диагностика речевого развития детей, не посещающих детский сад.

2 этап – Организационный (3- 4 неделя августа)

3 этап – Внедренческий

Проведение рекламной компании: расклеивание объявлений в районе, информация на сайте ДОУ, распространение буклетов через УСО района.

Проведение организационного родительского собрания.

Анкетирование, заключение договоров.

Подготовка материально-технического оснащения: приобретение инвентаря, изготовление пособий.

3 этап – Внедренческий (Сентябрь – май)

Сентябрь

«Встреча с Белочкой»

Рисование «Дождик». Эксперименты с водой. «Водичка –  Водичка»

«Сидит Белка на тележке»

Лепка «Орешки для белочки». «Чистые ручки»

«Мы грибок найдём»

Аппликация «Осеннее дерево». Коллективная работа. «Помощники»

«В гости»

Конструирование «Мебель для гостей». «Напоим куклу чаем»

Октябрь

«Заинька»

Лепка «Столбики для заборчика». Коллективная работа. Игра с водой «Прятки»

«Зайкина капуста»

Аппликация «Капустка для зайки». «Будем пить»

«Давай вместе поиграем»

Рисование фломастерами «Котёнок играет клубочками». Разноцветная водичка

«Утёнок и друзья» (Занятие на свежем воздухе)

Лепка «Зёрнышки для утёнка». «Что получится?»

Праздник «Осенняя прогулка»

Ноябрь

«Цап-царап»

Аппликация с элементами рисования «Клубочки для кота». «Вкусная водичка»

«Кот Василий»

Конструирование «Кроватка для котика». «Заморозили»

«Кот и мышки»

Рисование гуашью и фломастером «Нарисуй усы и полоски котику». «Разогреем»

«Кря-кря-кря»

Лепка «Серенькая утка – беленькая грудка». «Тёплая, холодная»

Декабрь

«В гостях у ребят Зайка».  Видео «Гора»

Рисование гуашью «Снег, снег». Эксперименты с бумагой «Толстая – тонкая»

«Дом Зайчишки»

Аппликация «Зайкин дом». «Порвём бумагу»

«Белкина помощница»

Конструирование из бумаги «Снежки». «Бумажные снежинки»

«Ёлочка – красавица»

Рисование «Новогодняя ёлка». «Цветные шарики»

Новогодний праздник «Ёлочка пушистая, зажигай огни!»

Январь

«Что принёс Дед Мороз?» (Занятие на свежем воздухе)

Аппликация «Снеговик». Эксперименты с водой. «Цветные льдинки»

«Птичья ёлка»

Конструирование «Домик для птичек». Эксперименты с природным материалом «Пёрышки»

«Птички и мороз»

Рисование гуашью «Крошки в кормушке»

«Семечки и орешки»

«Танюша» Видео «Песок»

Аппликация «Пуговки для шубки»

Эксперимент с тканью «Мех» (пушистый, мягкий)

Февраль

«Вкусная кашка»

Рисование на манке «Зёрнышки, червячок, косточка»

«Песчинки»

«Лошадка и Алёнка»

Лепка «Баранки»

Эксперименты с воздухом «Сделаем ветерок»

«Я люблю свою лошадку»  Видео «Лошадки»

Рисование «Травка для лошадки»

«Буря в стакане»

«Капризная внучка»

Конструирование «Поезд»

«Лёгкие снежинки"

Март

«Хозяйка»

Аппликация «Коврик для щенят»

Эксперимент с тканью «Коврик» (Гладкий, шероховатый)

Праздник «Милой мамочке»

«Котёнок и щенок» Видео «Есть мама у котёнка»

Лепка «Миска для кошечки и собачки»

«Капельки»

«Вот  наш Бобик» Видео «Прозрачный шарик»

Рисование «Шары для Бобика»

«Вертушки, султанчики»

«Где же Таня?»

Конструирование из мозаики «Цветы для козлика»

Эксперименты с камушками «Твёрдые и мягкие»

Апрель

«Мы – друзья»

Аппликация «Косточка для Бобика»

«Лёгкий, тяжёлый»

«Петушок»

Рисование гуашью «Петушок»

«Помоем камешки»

«Уточка и курочка» Видео «Курочка»

Лепка «Гусеница для цыплят»

«Какой формы камень?»

«Цыплята» Видео «Цыплятки»

Аппликация обрыванием «Цыплёнок»

Эксперименты с бумагой. «Бумага разноцветная»

Весенний праздник «Светит солнышко для всех»

Май

«Радуга – дуга» Видео «Пароход»

Лепка «Улитка»

«Кораблики»

«Майский день»

Рисование «Васильки»

Эксперименты с песком.  «Сухой, мокрый»

«Про лягушку» Видео «Зелёная песенка»

Аппликация «Зонтики»

«Следы на песке»

«После дождя» (Занятие на свежем воздухе)

Аппликация «Дерево дружбы». Коллективная работа

«Мыльные пузыри»

Выпускной праздник  «До свиданья, карапуз!»

4 этап – Аналитический  (4 неделя мая – июнь)

Подведение итогов.

Диагностика речевого развития детей.

Индивидуальные консультации по развитию речи.

Заполнение книги отзывов.

Оформление итогов проекта (печатная, электронная публикации в сборниках)

Апробация. Проект «Говорунчики» реализуется на базе МБДОУ «Детский сад №36» г. Краснокамска с неорганизованными детьми 2-3 лет, имеющими задержку речевого развития.

Результативность. В результате нашей работы  речь детей значительно улучшилась. Дети стараются  больше говорить, использовать в активной речи новые слова, составлять предложения, стали более открытыми, доброжелательными, могут общаться со сверстниками.

Анализ нормативно – правовой базы.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151)

Концепцией непрерывного образования (дошкольная и начальная ступень)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности»; Положением о лицензировании образовательной деятельности, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 №174

СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Уставом МБДОУ «Детский сад № 36».

Литература:

1. М.Ю. Картушина  «Логоритмические занятия в детском саду с детьми 2-3 лет»

2. Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2 – 3 лет»

3. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Развитие связной речи»

4. Т.А. Куликовская «Артикулляционная гимнастика в стихах и картинках»

5. М.Н. Щетинкин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»,   методическое пособие

6. С. и Е. Железновы «Обучалочки для малышей»

7. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика», «Коммуникативные танцы – игры»

8. Г.Ф. Вихарева «Споём, попляшем, поиграем»

9. Н.М. Зубкова «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей»

10. Л.Н. Пискунова, Е.Г. Сидоренко «Говоруши» Программа и методическое руководство комплексной коррекционно-развивающей работы в первой младшей группе»

11. О.В. Клезович «Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей».

Автор: Юхнина Софья Владимировна, музыкальный руководитель, Коломиец Наталья Александровна, учитель–логопед, МБДОУ «Детский сад №36», Пермский край, г. Краснокамск.

3.6 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 18)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (7)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Галина Ивановна 09.03.2015 в 22:33

Уважаемые коллеги! Мне понравился ваш проект, спасибо за идею.

Любовь Владимировна 10.03.2015 в 17:18

Здравствуйте,Софья Владимировна и Наталья Александровна!Идея хорошая,но представленная разработка - не проект,и даже не программа.Я бы назвала - расписание занятий.Сразу "выбивает из колеи" первая фраза - "для развития речи неорганизованных детей". Понятно,что подразумеваются дети,не посещающие ДОУ или какие-либо групппы ПП,но прописывается это по-другому.Извините!

Любовь Николаевна 11.03.2015 в 21:36

Уважаемые Софья Владимировна и Наталья Александровна!Вы в общих чертах информировали о Социологический проект в ДОУ «Говорунчики». Вы уже внедряли этот проект или только работаете по нему?Где же конспекты занятий включающие систему упражнений, связанных единым содержанием, темой: движения под музыку, логопедическую гимнастику и мимические упражнения, игровой массаж, гимнастику для глаз, подвижную, коммуникативную игры, упражнения по развитию звукопроизношения и обогащению словаря, пальчиковые игры, речевой материал (пословицы, загадки, скороговорки, стихи, анаграммы, считалки). О результате хотелось бы поподробнее, желательно в процентах, а "улучшилось" мало о чем говорит. Замечательный, благой проект, но нуждается в доработке, в плане добавления подробного( расширенного) материала.Удачи!

Татьяна Николаевна 13.03.2015 в 14:32

Здравствуйте, уважаемые педагоги. Разработать систему упражнений, связанных единым содержанием, это не значит, что всё это можно назвать проектом. Вот если бы вы оформили каждое занятие с целью, задачами, методами интересными для таких ребят. А в данном случае материал обыденный, малоинтересный. Желаю Вам успехов!

Олеся Викторовна 15.03.2015 в 18:34

Уважаемые Софья Владимировна и Наталья Александровна!Сама ваша деятельность очень значима, спасибо за работу. Но как я понимаю, работа в детском саду была оформлена как платные услуги, следовательно вы представили не проект, а скорее программа работы в группе по платным услугам. Немного задержалась на фразе : Дети, не посещающие детский сад, лишены возможности лепить, рисовать, заниматься аппликацией, конструировать со своими сверстниками. А с чего вы это взяли? Многие дети не посещаю детский сад, но они не изолированы, у них есть друзья среди сверстников.Хотя, не спорю, в детском саду более широкое поле для общения, но если родители заинтересованы в развитии ребенка, то и лепить, и рисовать , и говорить они с ним будут. Но яИ еще ничуть не умаляю важности вашей работы! И еще, хотелось бы увидеть практическую часть. Спасибо за работу. Удачи!

Нагорная Мария 17.03.2015 в 19:09

Уважаемые Софья Владимировна и Наталья Александровна! Очень жаль, но вынуждена согласиться с коллегами: мне не хватило практических материалов, которые можно было взять на вооружение. Перечень занятий не даёт представления о проделанной работе с детьми. Удачи!

Марьяна Богдановна Муравлева 18.03.2015 в 20:35

Уважаемые Софья Владимировна и Наталья Александровна! В целом идея знакома и интересно глянуть на практике.
Каких только этапов не напридумывают в проектной деятельности)))
А на "Организационном" этапе что? зато "Внедренческий" расписан без учета общепринятого алгоритма и действительно расписав каждый конспект получилась бы программа.
На последнем этапе должна быть проверка качества проекта. Результативность не прописана.
На мой взгляд, его нужно доработать. Спасибо за участие и желаю Вам дальнейших творческих успехов.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!