Активные методы обучения как условие формирования готовности педагогов к эффективной организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (из опыта работы).
В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.
Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Современным детям необходим современный педагог. В соответствии с требованиями новых нормативных документов в области дошкольного образования специалист должен обладать теоретическими психолого-педагогическими знаниями, умением организовать и осуществлять образовательный процесс, реализуя принцип интеграции, а так же систематически повышать свой профессиональный уровень.
По мнению многих авторов (М. М. Бирштейна, А. И. Васильевой, П.И. Третьякова и др.) повышение профессионального мастерства педагога — это непрерывный, комплексный и творческий процесс. Л. И. Фалюшина рассматривает методическую работу как функцию управления качеством воспитательно-образовательной работы в педагогических системах.
Все исследователи едины в том, что методическая работа – это основной путь повышения профессионального мастерства педагога и его компетентности.
Проблема повышения уровня профессиональной компетентности каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию методических мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожно мала. Это обусловлено рядом недостатков в постановке и организации методической работы:
Поэтому необходимость создания условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в процессе организации методической работы в ДОУ выдвигается на первый план. Так, например, Центр дистанционного обучения «АВС-Центр» организует и проводит обучение по различным, наиболее востребованным программам и направлениям.
Сегодня необходимо вовлекать педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения». Пристальное внимание этим методам ученые и практики стали уделять в 60-е годы 20 века, что было связано с поиском путей активизации обучаемых в образовательном процессе. Познавательная активность обучаемых выражается в устойчивом интересе к знанию, разнообразных самостоятельных учебных действиях.
Традиционная технология обучения слабо развивает познавательную активность, т.к. направлена на то, чтобы обучаемый слушал, запоминал, воспроизводил сказанное. Психологами так же доказано существование зависимости усвоения материала от метода его сообщения. При чтении лекции слушатели усваивают лишь пятую часть информации, при использовании наглядного материала, ТСО и проведении дискуссий – до половины, а при разборе конкретных ситуаций – почти всю информацию. Кроме того, если слушатели воспринимают не готовый материал, а участвуют в выработке единого мнения, «открывают новое», то оно становится их собственной позицией, которую они поддерживают и реализуют в педагогической практике.
Цели активных методов обучения:
Классификация активных методов обучения.
Активные методы обучения в зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками классифицируются на:
Неимитационные методы |
Имитационные методы |
|
Цель: обучение профессиональным умениям и навыкам через моделирование профессиональной деятельности.
|
Для формирования готовности педагогов к организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста были использованы следующие формы работы:
Приложение 1
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОБЕГ»
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Цель: повышать эффективность процесса организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
План подготовки игры.
1. Определение цели и задач игры.
2. Разработка сценария игры – определение «станций».
3. Отбор содержания – определение ключевых вопросов.
4. Продумывание методического обеспечения игры: конкретных рекомендаций по прохождению группами каждой «станции», критериев оценки результатов, разработка оценочных листов и др.
5. Разработка правил игры.
6. Определение комплекта ролей: «Лидер группы», «Аналитик группы», «Эксперты»
7. Оформление наглядности.
8. Подбор педагогической и методической литературы по теме.
Ход игры:
1. Выступление зав. зам. по ВМР «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ».
2. Обсуждение правил, хода игры, регламента.
3. Работа в группах по «станциям»:
а) Перечислите структурные компоненты познавательно-исследовательской деятельности.
б) Перечислите виды познавательно-исследовательской деятельности.
в) Дайте характеристику видов познавательно-исследовательской деятельности (сформулируйте понятия).
4. Выступление «экспертов» с анализом и оценкой эффективности работы всех участников и игры в целом.
5. Подведение итогов игры.
6. Рефлексия – заполнение анкеты участника методического мероприятия. Цель: определение эффективности мероприятия.
Литература:
1. Волобуева, Л. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л. Волобуева. - М.: Сфера, 2003.
2. Голицына, Н. Использование методов активного обучения в работе с кадрами / Н. Голицына // Ребенок в детском саду. – 2003. - №№ 2,3.
3. Савенков, А.И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании / А.И. Савенков // Управление ДОУ. – 2004. - №2.
Автор: Дилоян Луиза Альфатовна, педагог дополнительного образования, эколог.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!