По требованию ФГОС ДОО позиция педагога в организации жизни детей – это партнёр – партнёр. Партнерская деятельность предполагает:
В процессе коммуникации, осознают или не осознают это партнеры по общению, они реализуют четыре основные функции: управленческую, информативную, эмотивную и фактическую (связанную с установлением контактов). Ведущей, как правило, является управленческая функция: главная цель – намерение ее участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение партнера по общению.
Реализация информативной функции осуществляется с помощью языка и других знакомых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.
Вербальная осуществляется посредством речи, которая является универсальным, но не единственным средством коммуникации. Невербальная коммуникация предполагает:
Партнерство не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками; при этом каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Активность может выражаться в том, что ребенок при общении инициативно воздействует на партнера – сверстника или взрослого. При этом партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них, проявляя собственную субъектность. Когда два человека общаются, они действуют попеременно и воспринимают воздействия друг друга, тем самым взаимообучаясь и взаимообогащаясь.
В структуре партнерского общения выделяют следующие компоненты:
1. Предмет общения – другой человек, партнер по общению как субъект. Для дошкольника это может быть взрослый, сверстник, более старший или более младший ребенок, знакомый или незнакомый человек. Каждый из возможных партнеров требует особых способов и форм взаимодействия, проявления специфических умений коммуникации.
2. Потребность в общении состоит в стремлении к познанию и оценке других людей и – через них и с их помощью – самопознанию и самооценке. Расширение круга социального общения постепенно приводит дошкольника к познанию многообразия личностных проявлений собеседников, их оценке и осознанию своих личностных особенностей и возможностей. Потребность в общении определяются коммуникативными мотивами.
3. Коммуникативные мотивы – то, ради чего предпринимается общение. Для детей младшего дошкольного возраста таким мотивом становится потребность в общении с взрослым ради выполнения общего дела – игры с игрушкой, нанизывания колец пирамидки, кормления и укладывания спать куклы. Для детей средней группы ведущим мотивом общения становится потребность узнать от взрослого новую интересную информацию. Старшие дошкольники стремятся реализовать в общении потребность разобраться во взаимоотношениях людей, причинах их поступков, отношений, поведения. Ребенка интересуют качества человека, ради познания и оценки которых он и вступает во взаимодействие.
4. Задачи общения – цель, на достижение которой в данных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не СОВПАдать между собой.
5. Продукты общения – это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. Для дошкольников это результаты совместной продуктивной деятельное, например коллективная аппликация, коллаж, составленный вместе с родителями или деты группы, сочиненная в процессе общения сказка, загадка, нравственный выбор, сделанный деты после совместного обсуждения литературного произведения или чьего- либо поступка.
Партнерство взрослого с детьми предполагает:
Техники влияния в коммуникации конструктивные, такие как: убеждение, аргументация, просьба.
Дети инициативные, общительные стимулируют воспитателя к более обширному и разностороннему общению. Постоянно втягивая взрослых в центр своей деятельности, побуждают быть более активными, что способствует накоплению и расширению опыта взаимопонимания, нахождения «общего языка». Вот пример.
Максим, воспитанник группы, построил самолет , и ожидая воспитательницу, следит, чтобы никто из детей не разрушил его. Татьяна Викторовна подходит к Максиму, на лице ее улыбка, заметно оживление. Она говорит ласково: «Макс, ты ждал меня? Я вижу, какой ты красивый самолет построил. Ты молодец. Да это же не простой самолет. Это самолет новой конструкции». Давай ты, будешь пилотом, а мы с ребятами пассажирами и все вместе полетим в путешествие. Воспитательница радуется вместе с ребенком, и он стремится к эмоциональным контактам , потому что испытывает удовольствие от этого общения.
Воспитатель для ребенка — носитель общественных требований, правил, различных оценок (поощрения, порицания, запрета). Поэтому в связи с опытом сложившихся отношений воспитателя и ребенка у последнего формируется признание или непризнание педагога, доверчивое или недоверчивое к нему и его оценке отношение, умение выразить ему свои чувства, признательность, желание общаться с ним, сообщать о радостях и неудачах. Так воспитатель и дети становятся партнёрами в играх, самостоятельной деятельности ребёнка. Партнёрство, со стороны ребенка, так и со стороны воспитателя способствует лучшему их взаимопониманию в процессе общения. Мы часто используем модель «я – высказывание («я думаю что, ты, Кирилл, этому научишься; я – хочу; я – желаю; я бы предпочла, чтобы играли дружно, делились игрушками и помогали друг другу в трудных ситуациях»)»
Характер и интенсивность общения определяется не только активностью детей, но и тем, насколько взрослые создают благоприятные условия для развития общения по мере взросления ребенка. Это положение со всей четкостью реализуется при изучении взаимоотношений дошкольников и педагогов.
Добиться расположения воспитателя, обратить его внимание на себя, быть замеченным им - вот главная забота ребенка. И если некоторые дети не добиваются этого, то вовсе не потому, что они не стремятся к общению с воспитателем, а в силу недостаточности коммуникативных умений, препятствующей возможности эмоционально «выразить себя», свое желание общаться с нами.
Проявляется так же партнёрство в культурно – досуговой деятельности, воспитатели и дети выполняют определённые роли, содействуют созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формируется чувство сопричастности к событиям которые происходят в стране, в детском саду. Мы воспитывают радостную и доброжелательную атмосферу в детском коллективе. Например, педагог берёт на себя роль «Бабушки - рассказушки», «Лесовичка», «Морского царя», а дети исполняют роли других героев, связанных между собой.
Литература:
1. Приказ Минобрнауки России №655 от 23 ноября 2009г. «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». – 2009 г.
2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 2009 г.
3. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 2009 г.
4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Ред. Вераксы Н.Е. – М., 2010 г.
5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех».
6. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка /под ред. Шипициной М.Л. – М., 2003 г.
Автор: Пахутко Татьяна Викторовна, Старожук Нина Николаевна, воспитатели МКДОУ «Новохопёрский центр развития ребёнка – детский сад №1», г. Новохопёрск, Воронежская облась.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Очень интересная статья, своевременная, созданная на основе своего опыта. Спасибо коллеги!
По содержательности статья интересная и актуальная, по формату построения материала не совсем продумана. Успеха, коллеги!