«Я не боюсь еще и еще раз сказать:
забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. С у х о м л и н с к и й
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества.
Но главным препятствием является отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное – помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно-методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры.
Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре. Однако обозначилось проблемное поле:
1. Необходимость приведения познавательных занятий в систему.
2. Необходимость замены иллюстративно-объяснительной модели проведения занятий познавательного цикла на проблемно-поисковую.
3. Поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о здоровом образе жизни.
4. Поиск методов и приемов, активизирующих собственную познавательную активность детей.
5. Расширение объема содержания занятий.
В результате исследовательской деятельности по проблемному полю была определена цель работы – разработка системы занятий познавательного цикла, оказывающих влияние на формирование здорового образа жизни у детей.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Педагогическая идея
Разработать комплексный перспективный план по формированию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста, мотивации к здоровому образу жизни, через физическое и нравственное совершенствование, укрепление здоровья и формирование ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Именно детский сад должно стать «школой здорового стиля жизни» детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Все необходимое оборудование для детского сада, детстких площадок, которое будет способствовать формированию привычек к здоровому образу жизни, можно приобрести на сайте dobrina-shop.ru
Это приведет к формированию потребности вести здорового образа жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.
В федеральных требованиях отмечены и планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, представленные в социальном портрете ребенка 7 лет: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, соблюдающий элементарные правила здорового образа жизни.
Сегодня под здоровым образом жизни (далее ЗОЖ) мы понимаем активную деятельность того, кто хочет быть здоровым, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физической культуры должно стать основополагающим принципом ее формирования.
Компоненты здорового образа жизни:
Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни.
В результате научного исследования проблемы формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников нами были уточнены цели, задачи и содержание работы, а адаптированная программа внедрена в практику дошкольных групп.
Формирование представлений детей о здоровом образе жизни невозможно начинать без исследования уровня представлений детей о ЗОЖ. С этой целью была проведена диагностика уровня представлений детей о здоровом образе жизни, в которой приняло участие 20 детей в возрасте 5-7 лет.
Результаты диагностики показали, что в среднем 32% воспитанников нашей группы имеют высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, т.е. у них сформированы некоторые правильные представления о ЗОЖ, как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Их представления носят элементарный, но целостный характер, дети проявляют инициативу и самостоятельность при проведении оздоровительных и закаливающих мероприятий, присваивают переданный взрослыми опыт и переносят его в самостоятельную деятельность.
Большую группу (56%) составляют воспитанники со средним уровнем представлений о здоровом образе жизни: они имеют элементарные представления о ЗОЖ, они могут проявлять инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных и закаливающих мероприятий, но она связана с их положительным эмоционально-чувственным переживанием. Дошкольники могут частично присваивать переданный взрослыми опыт и переносить его в самостоятельную деятельность.
Дети, показавшие низкий уровень сформированности представлений о ЗОЖ, а таких по результатам диагностики 12%, как правило, имеют отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни. Самостоятельность и инициативу в ходе оздоровительных и закаливающих мероприятий они проявляют на основе подражания другим детям, частично присваивают переданный опыт, но затрудняются переносить его в собственную самостоятельную деятельность.
Таким образом, результаты диагностики показали, что есть потребность в организации работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста, т.к. большинство детей (68%) показали средний и низкий уровни сформированности представлений о ЗОЖ.
Основная цель работы по данному направлению – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний.
Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.
Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, обучение пониманию своего эмоционального состояния. В связи с этим выделяются следующие задачи по формированию психологического здоровья детей в нашей группе:
Так, в группе для для детей старшего возраста мной проводились:
Для накопления знаний о здоровье, обретения умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье, мною разработан цикл познавательных занятий для детей «Наша традиция – быть здоровыми», направленных на подготовку ребенка самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Составила картотеку дидактических игр, которые помогали детям лучше усваивать учебный материал. Разработала методические материалы направленные на формирование здорового образа жизни и осознанного отношения к укреплению своего здоровья: минутки здоровья, минутки психологической разгрузки, минутки дыхательной и зрительной гимнастики.
В целях формирования здорового образа жизни в семье активно использую такие формы как родительский тренинг, обмен семейным опытом, круглые столы по обмену опытом, презентации с обсуждением.
Большая роль в работе отводится созданию информационной «Среды здоровья» (схемы, рисунки, стенды), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка.
В работе широко используется наглядная агитация – уголок здоровья в группах, альбомы индивидуальной работы с детьми. В группе постепенно создаются традиции ЗОЖ – минутки здоровья на занятиях, дни здоровья в ДОУ.
Мне удалось в работе по формированию здорового образа жизни детей сделать родителей своими помощниками и союзниками. Они помогли в оформлении зоны здоровья в группе и в оснащении физкультурного уголка.
Проделанная работа была направлена на формирование основ здоровой жизнедеятельности детей в системе семья – ДОУ, на повышение психолого педагогической компетенции родителей , выявление положительного опыта семейного воспитания и укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей сформировалась ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.
Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:
Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников дошкольных групп.
Программа оздоровительно-педагогических занятий с дошкольниками состоит из 6 блоков:
1. Знай свое тело. На занятиях по этому блоку дети получают элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.), кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.
2. Соблюдай правила гигиены. Особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.
3. Скажи «НЕТ!» вредным привычкам. В работе по данному блоку широко используются психологические приемы; параллельно профилактике вредных привычек идет закрепление полезных привычек.
4. Занимайся физкультурой. Совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.
5. Соблюдай режим дня. Работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов. Также в данный блок включены знания о правильном питании, т. к. прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду.
6. Следи за датчиком настроения. Дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Основная цель занятий – повышение психоэмоциональной устойчивости. В работе с родителями также можно использовать различные тесты, которые помогают родителям определить, умеют ли они заботиться о своем здоровье.
Диагностика, проведенная в конце года показала, что в результате работы у детей старшей группы значительно повысился уровень знаний в формировании культуры здоровья. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья, а родители больше проявляют интереса к изучению законодательных материалов и формированию здорового образа жизни и физической культуры в своей семье. Высокий уровень составил 65%, средний – 35%.
Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности к здоровому образу жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в детском саду, то в силу специфики своей деятельности и возможностей мы несем большую чем родители ответственность за возникновение и развитие этой потребности.
Автор: Бурдина Марина Андреевна, воспитатель Муниципального казенного образовательного учреждения «Канашская средняя общеобразовательная школа» Шадринского района Курганской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Марина Андреевна, мне очень понравилась ваша работа, ценный материал. Я думаю педагогам не только детского сада, но и учителям начальных классов будет интересно познакомиться новыми формами работы. От меня 5!