В условиях современной действительности роль учителя-логопеда трудно переоценить. Это обусловлено, прежде всего, тем, что количество детей с нарушениями речи растёт с геометрической прогрессией.
В современных условиях учитель-логопед должен обладать такими знаниями, умениями и навыками, которые позволяют максимально высоко повысить эффективность коррекционно-развивающей работы, что становится возможным только путём взаимодействия с другими участниками педагогического процесса. Следовательно, повышение личностно-профессиональной компетенции учителя-логопеда становится неотъемлемой частью коррекционно-педагогической деятельности.
Практика показывает, что проблема повышения личностно-профессиональной компетентности педагога наиболее эффективно реализуется в активном участии учителя-логопеда в работе методического объединения.
Целью работы методического объединения учителей-логопедов является способствование роста профессионального мастерства педагогов, расширение профессионального кругозора, развитие творческой и профессиональной активности и инициативы, создание условий для возможностей перенимания опыта профессионального мастерства среди педагогов.
Приоритетными направлениями работы являются:
Обсуждаемые на заседаниях МО темы способствуют формированию современных педагогических позиций в области специальной педагогики и психологии, обогащают коррекционно-логопедическую работу новыми теориями и методиками.
Как качественно написать контрольную работу, курсовую или диплом по педагогической тематике? Как подготовиться к выступлению на заседании метод.объединения и оформить правильно презентацию? Ответы на эти вопросы вы можете найти здесь!
Таким образом, система развития профессиональной компетентности учителя-логопеда в условиях методического объединения основывается на реализации следующих принципов:
Все заседания, проводимые в течение года, включают в себя теоретическую и практическую части. Формы проведения заседаний могут быть разнообразны: посещение и анализ открытых логопедических занятий, презентации опыта работы, выступления и сообщения, показ мастер-классов, семинары-практикумы, круглые столы, просмотр и обсуждение видеоматериалов, знакомство с новинками литературы, играми, пособиями.
Разнообразие форм организации позволяют активизировать степень мотивированности логопедов к постоянному профессионально-личностному росту и развитию.
Наиболее целесообразно использование формы методического объединения – цикл заседаний по одной теме или проблеме. Основной целю данной работы является совершенствование теоретических знаний и практических умений в профессиональной деятельности.
Активная деятельность учителей-логопедов в рамках ГПО активизирует процесс сотрудничества, повышает творческий потенциал каждого педагога. Постоянное совершенствование своего квалификационного мастерства, творческий поиск способствует переходу на более высокий уровень самоорганизации, оказывает положительное влияние на формирование личности педагога-профессионала.
Однако в образовательной деятельности МО имеются определенные проблемы: при планировании работы не в полной мере учитываются индивидуальные запросы, профессиональные потребности логопеда, его интересы, так как состав объединения неоднороден (разный образовательный уровень, педагогический стаж, потенциальные возможности). Поэтому методические объединения, в состав которых входят большое количество логопедов, чаще делятся на группы профессионального общения: проблемные и творческие группы, педагогические мастерские, семинары, профессиональные клубы, секции и кружки.
Проблемная группа объединяет логопедов одной темой и одними интересами. Ведущее место в ее работе занимают моделирование и анализ коррекционно-педагогических и психолого-педагогических ситуаций. Анализируя смоделированную проблемную ситуацию, логопеды используют теоретические знания для выработки своих позиций, своего отношения к тому или иному педагогическому факту, результатам коррекционной работы, действиям ребенка, родителей, воспитателей, коллег. В ходе обсуждения идет активный коллективный поиск решения проблемы. Выводы и предложения глубоко аргументируются каждым членом группы. Наибольший интерес у логопедов вызывают те проблемные ситуации, решение которых предполагает использование новых технологий.
Таким образом, работа коллег в методическом объединении строится в соответствии с тем, чтобы она была:
Следовательно, активное участие педагогов в работе методического объединения даёт положительный результат в повышении и улучшении личностно-профессиональных качеств учителя-логопеда и позволяет максимально высоко повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.
Автор: Ю.А.Черкашина, учитель-логопед первой квалификационной категории, МАДОУ Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка», г. Губкин.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.