Актуальность темы определяется обращенностью современного общества к культуре, человеку, его духовному миру, что стало характерной чертой цивилизации начала XXI века, где особое значение приобретает реализация культуросозидательной функции дошкольного образования, характеризующая тесную связь образования и культуры.
Воспитание российского поколения вне культуры своего народа обернулось гуманитарным кризисом, последствия которого проявляются во всех сферах жизни нашего общества.
Кризисное состояние в духовно-нравственной сфере прежде всего отражается на детях, так как отсутствие жизненного опыта не позволяет им отличить подлинные ценности от мнимых, а потеря связей с культурой своего народа ведет к дефициту духовности, и личность перестает испытывать потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями.
Национальная доктрина дошкольного образования в Российской Федерации предусматривает в качестве основной цели обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур.
Народная культура воздействует на формирование определенных качеств, особенностей мышления, стереотипов поведения, способствует адекватности социально-этнического самоопределения личности.
Выбор направления работы обусловлен следующими аспектами:
1. Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.
2. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
3. Народная культура воплощена в доступных для дошкольников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот красивый и выразительный мир и поэтому интересен для детей.
4. Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.
5. Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.
6. Изучение народной культуры (особенно подготовка и участие в театрализованных праздничных действиях, в работе мастерских) не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает воспитателю вести работу по социализации коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания дошкольников даёт возможность решить многие воспитательные цели и задачи:
Цель проекта: теоретически обосновать и практически апробировать педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания интереса к народной культуре у дошкольников средствами народных игрушек как основы воспитания духовно-нравственных качеств.
Я предположила, что эффективность процесса воспитания интереса к народной культуре у дошкольников будет зависеть от следующих условий:
Сформулированные цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:
При первом направлении диагностики была поставлена задача оценки знаний дошкольников о традициях русской народной культуры (на основе диагностической методики М.Д. Маханевой и О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»).
Для оценки мы самостоятельно составили опросник, включающий 8 вопросов:
1. Назови, пожалуйста, те качества, которые, с твоей точки зрения, больше всего ценятся в русском человеке, например, -доброта, широта души, стремление заботиться о близких людях, честность, что ещё?
2. Расскажи о том, как жили на Руси русские люди. Назови предметы быта русских людей.
3. Назови элементы традиционного русского костюма.
4. Назови праздники, которые отмечает весь русский народ.
5. Назови известных тебе русских героев-богатырей, которых традиционно русские люди прославляют как сильных, смелых и отважных защитников Родины.
6. Назови имена, которыми называли русских людей в старину.
7. Какие декоративно-прикладные промыслы России ты знаешь?
8. Какие декоративно-прикладные промыслы, народные виды рукоделия родной Белгородчины ты знаешь?
Были определены показатели и уровни усвоения традиций народа для детей дошкольного возраста. Исходные критерии определялись наличием представлений о традициях, интереса к ним и реализацией имеющихся представлений в самостоятельной деятельности (Л.Д. Вавилова, В.И. Логинова, Г.И. Радвил).
Оценка выполнения теста проводилась по следующему принципу: за каждый вопрос ребенок получал 2 балла, если давал три и более правильных ответа (высокий уровень); 1 балл – за 1-2 правильных ответа (средний уровень); 0 баллов – при отсутствии правильных ответов, либо при отказе ребенка от ответа (низкий уровень).
Максимальное количество баллов при суммировании высших балльных показателей – 18.
Распределение уровней знаний дошкольников о традициях русской народной культуры проводилось нами по следующей выборке:
Высокий уровень – от 10 до 18 баллов (I);
Средний уровень – от 6 до 10 балла (II);
Низкий уровень – менее 6 баллов (III).
При втором направлении диагностики определялась сформированность положительного эмоционального настроя дошкольников к русским народным игрушкам и выявление уровня знаний об истории появления народной игрушки – Матрешки. Оценивалась также способность ребенка в вербальной форме выражать своё эмоциональное отношение к русской народной игрушке (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, М.Ю. Новицкая).
Для решения поставленной задачи с каждым ребенком была проведена тематическая беседа «Как появилась Матрешка»(на основе адаптированных рассказов Н. Комратовой об истории появления матрешек).
Беседа строилась в диалоговой форме «педагог-ребенок». Примерные вопросы беседы: «Расскажи мне, пожалуйста, что ты знаешь о Матрешке? Знаешь ли ты, как она выглядит? Можешь рассказать, как появилась Матрешка? Как ты думаешь, почему Матрешка носит такое имя? Из какого материала обычно делают Матрешек? Назови, если знаешь, виды Матрешек».
Оценка результатов беседы (от 1 до 3 баллов) проводилась по следующим критериям (подход Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко):
3 балла: представления ребенка о Матрешке сформированы на высоком уровне. Ребенок знает, когда и как появилась Матрешка в русской народной культуре. Может точно описать основные черты и внешний вид Матрешки. Ребенок четко указывает на историю возникновения имени Матрешки – девица Матрена, знает, что изготавливают игрушку из дерева – липы или березы. Эмоциональное отношение ребенка к указанной игрушке позитивное. Беседа о Матрешке вызывает у ребенка яркие эмоции, радость, оживление.
Ребенок самостоятельно ярко описывает игрушку, подбирая красочные речевые обороты.
2 балла: представления ребенка о народной игрушке Матрешке сформированы на среднем уровне. Ребенок, в целом, может пояснить, где и как появилась Матрешка, но затрудняется указать исторические предпосылки ее возникновения. Затрудняется обосновать выбор такого имени для игрушки. Также трудности вызывает описание технологии изготовления Матрешки. Отношение ребенка к указанной игрушке позитивное, однако, без ярких эмоций.
Ребенок не проявляет самостоятельной повествовательной активности в рассказе (опирается на дополнительные вопросы педагога), не всегда может подобрать необходимые речевые обороты.
1 балл: представления ребенка об игрушке Матрешке сформированы на низком уровне. Ребенок не знает, как появилась Матрешка в русской народной культуре. Затруднения вызывает и определение прообраза Матрешки и выбор народом ее имени. Не описывает внешний вид и основные цвета костюма Матрешки. Не знает технологии ее изготовления. Эмоциональное отношение ребенка к Матрешке не выражено.
Беседа не вызывает у ребенка эмоций. Ребенок не проявляет повествовательной активности в рассказе, его речь бедна лексически, эмоционально и экспрессивно.
Максимальное количество баллов при суммировании высших балльных показателей – 18.
Распределение уровней знаний детей об истории появления народной игрушки – Матрешки и сформированности положительного эмоционального настроя к русским народным игрушкам проводилось нами по следующей выборке:
Высокий уровень – от 10 до 18 баллов (I);
Средний уровень – от 6 до 10 балла (II);
Низкий уровень – менее 6 баллов (III).
Анализ результатов диагностики проводился комплексно, т.е. с учетом результатов двух бесед. Суммируя высшие показатели начисляемых баллов по всем заданиям, мы увидим, что максимальное количество баллов – 24. Таким образом, общее распределение уровней знания детей о традициях русской народной культуры у старших дошкольников проводилось нами по следующей выборке:
– менее 10 баллов – низкий уровень (III);
– от 10 до 18 баллов – средний уровень (II);
– от 19 до 24 баллов – высокий уровень (I).
Таким образом,на основании количественного и качественного анализа данных, полученных на диагностическом этапе работы, мы сделали вывод о недостаточной сформированности уровня развития интереса к этнокультуре у старших дошкольников, включая знания детей о традициях русского народа, эмоциональное отношение к традициям, знания о народных игрушках.
Поэтому я считаю, что целесообразно уделять в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения как можно больше внимания воспитанию этнокультурного компонента, так как именно через него возможно воспитать те духовно-нравственные качества, которых так сейчас не хватает подрастающему поколению.
Автор: Кислова Татьяна Викторовна. МБДОУ комбинированного вида д/с № 52 г. Белгорода. Пед.стаж: 2 года. Достижения: воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников в процессе знакомства с этнокультурой.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.