Регистрация

Формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста

  • 13 мая 2013

Автор статьи Малышева Евгения ЛеонидовнаБольшие резервы в деле приобщения детей к миру духовной красоты скрыты в детской музыкально-игровой деятельности с её радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями.

Музыкальные игры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринуждённой форме можно успешно решать стоящие перед педагогом задачи.

Данный подход к означенной проблеме способствует реализации следующих педагогических функций музыкально-игровой деятельности:

  • познавательной;
  • коммуникативной:
  • креативной;
  • эстетической.

Музыкально-игровая деятельность тесно связана со всеми видами детской музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством и творчеством. В процессе музыкально-игровой деятельности в детском сознании возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и воспитывают культуру ребёнка. Среди всех видов музыкальной деятельности музыкальная игра – самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Во-первых, музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности.

Во-вторых, музыкальная игра – самый «лёгкий» из всех видов музыкальной деятельности.

В-третьих, музыкальная игра – очень серьёзный вид музыкальной деятельности.

В-четвёртых, музыкальная игра – самый диагностичный из всех видов музыкальной деятельности.

В-пятых, музыкальная игра – самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности.

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 52 имеет все условия для реализации педагогического опыта. Имеются спортивный, музыкальный зал, изостудия, студия английского языка, методический кабинет, 2 кабинета учителей-логопедов, кабинет педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, заместителя заведующего по АХР, медицинский и процедурный кабинеты, изолятор.

Обрзовательное учреждение в соответствии с образовательной лицензией имеет право на осуществление образовательной деятельности по программам, направлениям и специальности: дошкольного образования «Детство»; программы дополнительного образования художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной, социально-педагогической, экологической направленности.

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ планомерно и последовательно осуществляется в соответствии с требованиями «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» и ряда парциальных программ: «Ладушки», программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. И.М. Коплунова, И.А. Новоскольцева.

Основные виды музыкально-игровой деятельности:

1. Игровой диалог (ритмический, интонационный, ладовый и др.).

2. Сюжетно-ролевая игра с элементами музыки.

3. Музыкально-дидактическая игра.

4. Игра-драматизация.

5. Игра-импровизация.

6. Творческая сюжетно-игровая композиция (коллективная праздничная игра, музыкальная сказка, детский музыкальный спектакль, детская опера).

Таким образом, актуальность темы обусловлена следующими противоречиями:

– между необходимостью воспитания музыкально-эстетической культуры с детского возраста и недостаточностью разработанности практического инструментария;

– между определенным содержанием музыкально-игрового воспитания и образования и определением структуры, содержания, показателей музыкально-игровой культуры.

Работа была разделена на несколько этапов:

I этап – констатирующий (начальный) – сентябрь/ноябрь 2010 года.

II этап – формирующий (основной) – январь 2011 года – апрель 2012 года.

III этап – контрольный (заключительный) – май 2012 года.

Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, сбор диагностических показателей и выявление уровня сформированности знаний и умений по развитию музыкально-эстетической культуры.

Формирующий этап – проведение работы по становлению музыкально-эстетической культуры дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности.

Диагностика на заключительном этапе доказала эффективность выбранной методики для решения обозначенной педагогической проблемы.

Новизна опыта

Практическая новизнаопытазаключается в:

  • разработке и реализации проекта развития музыкально-эстетической культуры посредством музыкально-игровой деятельности;
  • содержании адаптированной системы работы по музыкальному образованию, воспитанию, направленной на воспитание музыкально-эстетической культуры дошкольников.

В диагностике музыкально-эстетической культуры и развития дошкольников можно выделить два основных направления: диагностика музыкальных способностей детей и диагностика детской музыкальной деятельности.

Таким образом, на констатирующем (аналитическом) этапе работы была проведена диагностическая работа с детьми.

Цель: определение уровня сформированности музыкально-эстетической культуры детей 5-6 лет.

Диагностика чувства ритма

Цель: выявить уровень развития чувства ритма.

Музыкальный руководитель: Прохлопай, пожалуйста (или простучи), ритм исполняемых на инструменте мелодий. (Вначале показывается образец исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания ребенком смысла задания).

Критерии оценки:

1 балл – слабый уровень ритмической регуляции. Ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей.

2 балла – средний уровень ритмической регуляции. Умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма.

3 балла – высокий уровень ритмической регуляции. Использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз.

Диагностика динамического чувства

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения инструментального и вокально-инструментального стимула.

Музыкальный руководитель: Давай поиграем с тобой в «громко-тихо». Я буду играть на фортепиано, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты тихо (исполняется пьеса А.Александрова «Барабан»). Адекватное исполнение контрастной динамики «форте – пиано» оценивается в 1 балл.

А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет так же исполнить ее на барабане (исполняется пьеса Э.Парлова «Марш»). Адекватное исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуэндо» оценивается в 2 балла.

Критерии оценки:

1 набранный балл – слабый уровень развития динамического чувства, оценивается как 1 балл.

2 – 3 набранных балла – средний уровень развития динамического чувства, оценивается как 2 балла.

4 – 5 набранных баллов – высокий уровень развития динамического чувства, оценивается как 3 балла.

Диагностика ладово-мелодического чувства

«Девочки-припевочки»

Цель: выявить уровень развития ладово-мелодического чувства, рефлексивной способности различать ладовые функции мелодии.

Музыкальный руководитель: Я сыграю песенки веселой и грустной девочек, а ты послушай внимательно скажи, -какую песенку пела веселая, а какую грустная девочка.

Составляют попевки, по принципу контраста-сопоставления ладовых функций мелодии. Предъявляются три мелодии попевки. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Критерии оценки:

1 балл – низкий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок неправильно определил все мелодии или определил правильно только одну.

2 балла – средний уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал два верных ответа.

3 балла – высокий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал все правильные ответы.

 Отбивание ритма

Диагностика музыкальной деятельности

Она включает в себя диагностику умений и навыков по всем разделам музыкальной деятельности:

  • Восприятие
  • Развитие музыкального слуха и голоса
  • Пение
  • Музыкально-ритмические движения
  • Музицирование
  • Музыкальное творчество.

Высокий уровень – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности).

Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.

Низкий уровень – малоэмоционален; «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.

Критический уровень (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в здоровье ребенка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).

В первом блоке музыкально-игровых занятий нами были разработаны такие игры-уподобления:

1) тактильные, моделирующие характер звучания посредством тактильных прикосновений;

2) двигательные, моделирующие характер звучания с помощью пластических движений рук, мелкой моторики и жестов;

3) интонационные, передающие настроение произведения с помощью интонационно окрашенного слова, характеризующего эмоционально-образное содержание музыки;

4) вокальные, передающие настроение произведения с помощью интонационно выразительного подпевания мелодии, музыкальных фраз;

5) инструментальные, моделирующие эмоционально-образное содержание произведения с помощью тембровой и мелодической оркестровки его звучания;

6) цветомузыкальные, моделирующие эмоционально-образное содержание произведения с помощью выразительности цвета и его оттенков.

Второй блок – игры-интерпретации. Игры-инсценировки. Предполагают интерпретацию музыкального содержания посредством ритмопластических, пантомимических и танцевальных движений («Изобрази музыку», «Мим», «Покажи жестом»). Например, в старшем возрасте ребенок может представить себя героем музыкальной пьесы и передать ее характер в танцевальных и образных движениях. С этой целью можно использовать программные музыкальные произведения (К. Сен-Санс. «Слон», «Королевский марш льва», «Птичник», «Аквариум»; Ф. Куперен. «Бабочки» и др.).

Игры-инсценировки включают музыкально-образные этюды, в которых изображаются животные (В. Арсеев. «Слон и моська»; К. Сен-Санс. «Куры и петухи», «Королевский марш льва»; П. Чайковский. «Кот в сапогах и белая кошечка» – из балета «Спящая красавица»; С. Майкапар. «Мотылек»), герои сказок (П. Чайковский. «Баба Яга», «Фея Драже» – из балета «Щелкунчик», «Фея Сирени», «Фея Карабос» – из балета «Спящая красавица»; Г. Свиридов. «Колдун»; С. Слонимский. «Марш Бармалея», «Дюймовочка»; Э. Григ. «В пещере горного короля», «Шествие гномов»), детские игры (А. Гречанинов. «Верхом на лошадке», «Необычайное происшествие»; С. Майкапар. «Маленький командир»; Р. Шуман. «Смелый наездник»; С. Слонимский. «Считалка»; А. Хачатурян. «Скакалка»), другие явления и объекты окружающей жизни.

Игра-настроение не связана с определенным сюжетом, персонаж игры – музыкальное настроение. Такие игры позволяют сформировать представление о музыке как об искусстве, которое отражает чувства и настроения человека. Ценность игры-настроения в том, что переживание эмоциональных смыслов музыки происходит в единстве восприятия и самовыражения, когда чувство возникает раньше мысли, а когнитивный уровень познания трансформируется в эмоциональный, наиболее соответствующий дошкольному возрасту.

Детям предлагаются игры-настроения, когда они слушают программные произведения (А. Гречанинов. «В разлуке»; Ж.-Ф. Рамо. «Радость»; М. Мусоргский. «Слеза»; И.-С. Бах. «Шутка»; Д. Кабалевский. «Шутка»; С. Прокофьев. «Сарказм»; П. Чайковский. «Размышление», «Сентиментальный вальс») и непрограммные (Р. Шуман. «Пьеска»; В.-А. Моцарт. «Рондо»; Й. Гайдн. Соната ре мажор № 50 – фрагменты из 1-й части, и др.).

Цветомузыкальные игры-уподобления

Третий блок музыкальных игр основан на музыкальной импровизации, т.е. на применении освоенных эталонных способов творческой деятельности и их трансформации в новых, личностно значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями дошкольников.

Игра-карнавал. По характеру подобна импровизированному празднику, в котором, как в калейдоскопе, мелькают образы, сценки, танцы, чудесные превращения. В игре нет строгой сюжетной линии, она может быть придумана самими детьми на основе:

  • содержания музыкальных произведений (К. Сен-Санс. «Карнавал животных»; Д. Шостакович. «Танцы кукол»; Дж. Россини – О. Респиги. «Волшебный магазин игрушек» и др.);
  • темы праздника («Карнавал цветов», «Фруктовый карнавал», «Рождественский карнавал», «Театральный карнавал», «Фольклорный карнавал» и т.п.);
  • доминирования музыкальной деятельности («Песенный карнавал», «Танцевальный карнавал», «Вальс-карнавал», «Карнавал музыкальных инструментов» и т.п.).

В процессе использования музыкально-игровой деятельности, различных музыкальных игр и приемов, значительно повысился показатель сформированности музыкально-эстетической культуры обследованных детей. Повысился интерес к музыке, музыкальным произведениям различных форм и жанров.

Литература:

1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

2. Груздова И.В. Процесс формирования основ музыкально-эстетической культуры у дошкольников: сущность, проблемы, решения // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Искусство, 1970. 

4. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Наука, 2000. – 236 с.

5. Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук / С.В. Проняева. – Екатеринбург, 1999.

6. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. для студентов высших и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова и др. – М., AcademiA, 1998.

7. Тарасов Г.С. О коммуникативной природе музыкальных способностей // Музыкальная психология и психотерапия. – 2008. – № 3.

Автор: Малышева Евгения Леонидовна, музыкальный работник I категории, МБДОУ № 52 комбинированного вида, г. Белгород. Пед.стаж: 22 года. Достижения: разработка музыкальных игр для развития музыкальных способностей дошкольников.

5 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 15)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!