Регистрация

Поликультурный подход в работе с детьми дошкольного возраста

  • 11 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Внеурочная деятельность в образовательном учреждении»

Экономические преобразования, происходящие в современном мире, приводят к все большей миграции населения, концентрации разных этнических групп не только в крупных городах – мегаполисах, но и в условиях сельской местности. По данным социологических исследований эта тенденция в будущем будет только усиливаться.

Как сделать так, чтобы совместное проживание людей разных национальностей не приводило к столкновениям и конфликтам, как сформировать необходимые навыки межкультурной коммуникации, толерантного поведения? На наш взгляд работу необходимо начинать уже в детском саду, когда дети учатся дружить и понимать, слушать и слышать друг друга.

Кадровый состав, профессиональный уровень нашего коллектива, опыт участия в экспериментальной и исследовательской деятельности; проведении мероприятий, направленных на воспитание у детей уважительного и заинтересованного отношения к истории, традициям и культуре своего народа, позволило нам разработать и реализовать на практике творческо - исследовательский проект «Давай дружить»

Актуальность проекта определяется: с одной стороны – развитием общества и утверждением общечеловеческих ценностей, с другой стороны – обострением этнических, религиозных и национальных отношений, с тенденцией к формированию отрицательного стереотипа в отношении других национальностей. 

В связи с этим возникает необходимость создания системы образования, способной решать вопросы профилактики этно – и ксенофобии и формировать у молодого поколения навыки сотрудничества с людьми разных национальностей, рас, культур и вероисповеданий.

Актуальность, практическая значимость, недостаточная научно-теоретическая разработанность проблемы обусловили:

Цель проекта: организация в условиях ДОУ планомерной и многоаспектной работы по интеркультурному воспитанию дошкольников, способствующей формированию доброжелательных и уважительных отношений между детьми разных национальностей (народностей).

Задачи:

1. Приобщать детей дошкольного возраста к культурам разных народов, мультикультурному воспитанию.

Реализация первой задачи проекта предполагала работу в нескольких направлениях:

  • «Историко-этнографическое» – (знакомство детей с историей, географией, традициями, обычаями);
  • «Культурологическое» – (знакомство с литературным, музыкальным наследием, изучение народно-прикладного искусства);
  • «Лингвистическое» – (ознакомление с особенностями языковой лексикологии, фразеологии).

2. Повышать уровень компетентности педагогов в области мультикультурного воспитания дошкольников.

В работе с педагогами использовались следующие формы работы:

  • традиционные – групповые консультации «Основные принципы и задачи интеркультурного воспитания», «Знакомство с документами ЮНЕСКО»;
  • круглые столы «Интеркультурное воспитание – мода или необходимость»; 
  • тренинги с использованием ролевых игр «Значение интеркультурного воспитания», «Делимся мнениями», «Навстречу друг другу»; 
  • анализ методической литературы по данному вопросу, анкетирование;
  • инновационные – защита проектов, деловая игра с использованием технологии Де Боно «6 шляп мышления». 

3. Формировать этнокультурную осведомленность родителей воспитанников ДОУ.

Основные формы работы с родительской общественностью:

  • консультации по проблеме интеркультурного воспитания дошкольников;
  • игровой тренинг;
  • совместный просмотр занятий;
  • создание развивающей среды с включением интеркультурного компонента;
  • создание и оснащение мини-музеев народно-прикладного искусства, макетов;
  • создание фонотеки с записями национальных мелодий, песен; видеотеки; пошив костюмов для ролевых игр, драматизации, музыкальных занятий; участие театрализованной деятельности.

Ресурсы проекта

  • Информационные – использование ресурсов сети Интернет.
  • Образовательные – научно-популярная методическая литература по искомой проблеме.
  • Дополнительные (социальные партнёры – Учреждения дополнительного образования, общественные организации и т.д.).
  • Материально-технические – компьютер, мультимедийный проектор, цифровой фотоаппарат, сканер, принтер.

Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта: Создание условий, направленных на обеспечение комфортного пребывания каждого ребёнка в мультикультурном социуме, формирование у детей толерантности, складывающейся из уважения к точке зрения другого человека, доброжелательного отношения и проявления интереса к другой культуре.

Планируемый продукт реализации проекта:

  • Информационные материалы по разным культурам;
  • Конспекты занятий, сценарии праздников; варианты создания развивающей предметной среды ДОУ с этнокультурным компонентом;
  • Методические рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к культурам разных народов, по реализации принципов интеркультурной педагогики в педагогическом процессе ДОУ

Возможности внедрения в систему дошкольного образования:

  • Публикация статей об опыте работы в рамках проекта;
  • Проведение семинаров, тренингов для педагогов:
  • Распространение методических рекомендаций;
  • Воспроизведение проектной деятельности в аналогичной образовательной структуре.

Приложение 1: Видеопрезентация

Приложение 2: Репортаж «Северные народы»

Автор: Шуклова Людмила Анатольевна, заведующая МБДОУ «Детский сад п. Аэропорт», Томский район Томской области. Первая квалификационная категория, педагогический стаж 25 лет. Достижения: «Почётный работник общего образования», 25 научно-методических статей (Всероссийский уровень, в том числе 4 ВАК), участие во Всероссийских дистанционных конкурсах и олимпиадах.

5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 10)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Владимировна 12.02.2013 в 21:14

Уважаемая Людмила Анатольевна!Вы опубликовали интересные описательные материалы по вашему проекту. Очень бы хотелось познакомиться с практическим материалом проекта.Спасибо.

Олеся Викторовна 18.02.2013 в 15:47

Уважаемая Людмила Анатольевна. Действительно, в наше непростое время надо воспитывать в детях толерантность. Удачи . Моя оценка-5. Приглашаю познакомиться с моим опытом.

Светлана Евгеньевна Первенецкая 20.02.2013 в 10:03

Уважаемая Людмила Анатольевна, ваш коллектив ведет очень важную, интересную и большую работу. Удачи вам и ваших педагогам.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!