Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года отмечается: «Все педагогические работники должны получить возможность реализовать право на участие посредством профессиональных педагогических сообществ (ассоциаций, объединений, союзов и др.) в управлении образованием, в выработке принципов и направлений образовательной политики».
В условиях инновационного режима общеобразовательного учреждения идет активный процесс субъектного самоопределения педагогов, что максимально усиливает потенциальные возможности данных объединений в аспекте повышения профессиональной активности и усиления интереса к исследовательской, творческой педагогической деятельности, а также привлекает наиболее активную часть коллектива к управлению.
Модель управления образовательным процессом нашего детского сада включает в себя творческие группы.
Творческие группы – объединения высококвалифицированных и творческих специалистов, деятельность которых направлена на локальную апробацию программ и технологий по решению задач годового плана детского сада по всем направлениям работы с воспитанниками.
Мы учитываем, что среди педагогов нашего детского сада 58% специалистов с высшим образованием, 45% воспитателей проработали в педагогике 25 лет и свыше. Это люди, у которых сложился свой творческий педагогический подчерк, свои взгляды на ту или иную педагогическую технологию. Такой категории педагогов больше нравится, когда решаются вопросы на паритетной основе. Тогда продукт в виде алгоритма действий воспринимается как совместно созданный, интериоризированный.
Результаты анкетирования педагогов – психологов помогают руководителю сформировать банк данных о педагогах, готовых к повышению уровня профессионального мастерства, инновационной деятельности. Руководителем творческой группы должен быть педагог, пользующийся авторитетом в коллективе, имеющий соответствующий опыт и необходимые навыки работы (в том числе умеющий выделять болевые точки организации, моделировать ожидаемые результаты работы, разрабатывать план работы, анализировать результаты своей деятельности).
Руководитель творческой группы должен также учитывать индивидуальные качества участников творческой группы, их профессиональный уровень, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке, личностные, деловые, ведущие (лидерские) или ведомые (исполнительские) качества человека. У этих педагогов должно быть выражено стремление к исследовательской деятельности, доминирование таких внутренних мотивов, как личностный и профессиональный рост, возможность экспериментировать, самовыражаться.
Созданию творческой группы предшествует издание распоряжения заведующего детским садом. Заместителем заведующего по воспитательной и методической работе ВМР разрабатывается положение о творческой группе. Выбирается руководитель, который составляет план работы творческой группы на учебный год (см. Приложение). План работы согласовывается с заместителем заведующего по воспитательной и методической работе и утверждается заведующим детского сада. Руководитель, состав творческой группы и план работы утверждается решением Педагогического Совета детского сада.
Заседания проходят в разнообразных формах: семинары – практикумы, диспуты, дискуссии, брифинги, проектная деятельность и т.п. Результаты заседания творческой группы отражаются в протоколе.
Особенностью работы от других объединений является то, что ее работа строится на опытно-экспериментальной основе. В начале учебного года творческая группа приступает к разработке и проектированию нововведения. Вносятся изменения в образовательный процесс, составляется программа опытно – экспериментальной работы.
Для эффективного функционирования творческой группы разработан пакет документов. Документация творческой группы храниться в методическом кабинете 5 лет. Творческая группа «Знатоки методики развития речи» создана по запросу администрации для решения актуальной проблемы познавательно – речевого развития дошкольников: по результатам диагностики учителей – логопедов и социопсихологического мониторинга педагогов – психологов: на протяжении пяти лет у детей нашего детского сада словарный запас находился на нижней границе возрастной нормы.
Руководство творческой группой «Знатоки методики развития речи» осуществляет учитель – логопед высшей категории Л.Я. Ямолова. В состав творческой группы вошли воспитатели высшей квалификационной категории всех возрастных групп.
На первом заседании, которое прошло в форме круглого стола, была обозначена проблема изучения, выделены основные направления работы, составлен план работы, конкретизирована цель работы: определить педагогические условия, обеспечивающие развитие лексической стороны речи детей дошкольного возраста в условиях детского сада комбинированного вида.
В конце учебного года отчет руководителя творческой группы об анализе деятельности группы заслушивается на итоговом Педагогическом Совете, который проходит в форме «Фестиваля методических идей». Педагогический Совет оценивает работу творческой группы, методические наработки, возможность использования данного опыта педагогами детского сада.
Для заместителей заведующих по воспитательной и методической работе Автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Планета детства «Лада» г. Тольятти была организована «Школа молодого методиста», где члены творческой группы нашего детского сада представили результаты своей работы.
Многолетний опыт позволяет сделать вывод о том, что такое профессиональное объединение педагогов, как творческая группа, делает педагогическую работу по-настоящему практико – риентированной, т.е. соотнесенной с реальными проблемами функционирования и развития детского сада, создания наиболее благоприятных условий для повышения творческого потенциала педагогов.
Литература:
1. Бобиенко О.М. Ключевые компетентности специалиста в условиях глобализации экономики. Академия управления "ТИСБИ"
2. Лазарева М.В. Диссертационная работа. Педагогические условия управления деятельностью профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении: Москва, 2004 172 c. РГБ ОД, 61:04-13/1182
3. Профессиональные объединения педагогов/ Под ред. М.М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2002.
Автор: Харчева Ольга Васильевна, зав. д/ с., в.к.к. Стаж 37 лет. Почетные грамоты Мин. образования и науки РФ, знак «Почетный работник общего образования»; Нечаева Инга Юрьевна, зам. зав. по воспитательной и методической работе в.к.к. Стаж 26 лет. Участник Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций г. Отрадный. Почетная грамота Мин. Образования и Науки РФ.; Ямолова Лариса Яковлевна, учитель – логопед, в.к.к. Стаж 22 года. Участник конкурсов профессионального мастерства, «Воспитатель года - 2010», «Учитель года - 2010». АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 201 «Волшебница», г. Тольятти Самарской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Ольга Васильевна. Вы совершенно правы, необходимо создавать творческие группы ( недавно я то же стала членом творческой группы). Есть педагоги готовые к активной деятельности, а когда рядом есть поддержка, то и работа пойдет гораздо легче.Удачи Вам! +5. Приглашаю к себе на страничку, познакомиться с моим опытом.
Уважаемые коллеги!. Профессиональное объединение педагогов, несомненно, нужно, план работы включает разнообразные формы проведения. Но, на мой взгляд, работа проигрывает из-за отсутствия конкретного материала, "доказательной базы", выглядит сухо и безлико. Желаю удачи!
Уважаемые коллеги, абсолютно согласна с Ириной Николаевной. Творческие группы у нас функционируют не один год, и в прошлом году одна из групп работала над похожей темой "Инновационные методики развития речи". Приложение в виде плана работы, конечно, не представляет ценности... А ваша опытно-экспериментальная работа - вот это интересно!
Уважаемые коллеги!Подписываюсь под каждым словом предыдущих комментариев. Работа творческих групп - замечательно, хотелось бы видеть конкретные результаты.