Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «ФГОС второго поколения в моей практике»
«Проблемы современного педагога в моделировании образовательного процесса с учётом гендерного воспитания»
Процесс реализации Федеральных государственных требований сопровождается определёнными трудностями, связанными с несоответствием традиционно реализуемых педагогами форм, методов, приёмов педагогической деятельности и современными требованиями к ним. Инновационным считается и гендерный подход в дошкольном образовании. Однако теоретическая база педагогов в вопросах гендерного воспитания требует дополнительной подготовленности. Это подтверждается результатами анкетирования воспитателей ДОУ. 70% опрошенных ответили, что гендерное воспитание является современным аналогом полового воспитания, и только 30% педагогов разделяют данные понятия. Это является сигналом недостаточной компетенции в вопросе дифференциации полового и гендерного воспитаний.
Педагоги так же недооценивают значимость раздельного проведения определённых видов детской деятельности. Анкетирование установило, что 12% опрошенных видят необходимость раздельного взаимодействия только в кружковой деятельности, 24% ответили, что все вопросы и любая деятельность должны вестись совместно с мальчиками и девочками, 64% воспитателей утверждают, что определённые виды деятельности с дошкольниками, лучше проводить раздельно. К таким видам анкетируемые отнесли: моделирование, силовые виды спорта, занятие рукоделием, хозяйственную деятельность, ролевые игры, индивидуальные беседы, знакомство с этикетом, беседы о поведении в обществе и гигиене, различные виды соревнований.
Данные факты указывают на актуальность проведения цикла обучающих семинаров, практикумов, педсоветов для педагогов дошкольного учреждения. (Приложение 1, Приложение 2).
Параллельно с педагогической образовательной деятельностью велась просветительская работа с родителями. Оформлялась наглядная агитация, организовывались встречи со специалистами, врачами, проводились тематические досуги, организовывались клубы мам – девочек и пап – мальчиков, выпущен цикл статей в газете «Капельки солнца» посвящённых гендерному воспитанию. В итоге уровень сформированности педагогической и психологической просвещённости родителей в вопросах воспитания девочек и мальчиков повысился с 23% до 87%.
Результативностью аналитико-просветительской работы с педагогическим составом стало:
Анкетирование проводилось среди педагогов одного из дошкольных учреждений.
Тема: «Гендерный подход в ДОУ»
Форма проведения: дискуссионные качели.
Цель: определение характеристики оптимальной педагогической среды для воспитания и обучения мальчиков и девочек с позиции гендерного подхода в условиях ДОУ
Задачи:
Ход педсовета
– Гендерное воспитание. Что это? Аналог полового воспитание, хорошо забытое старое дань моде к новым словам или создание вариативных моделей образования и новых форм обучения? В детском саду с 21 по 25 января проходило анкетирование. Педагогам предлагалось ответить на вопрос «Является ли гендерное воспитание современным аналогом полового воспитания?». Зачитываются результаты анкетирования.
1. Понятия «пол», «гендер», «воспитание».
– Давайте разбираться в терминах. Работа в группах. Определения на столах у педагогов.
Одна из важнейших категорий – категория пола – биологическое деление людей на мужчин и женщин, в котором ребёнок впервые определяет себя как индивидуальность. На втором году жизни, ещё не выделяя себя из других людей и не называя, ребёнок уже знает мальчик он или девочка. На первых порах ребёнок умеет называть свой пол, но не более того. Почему это так – объяснить он не умеет. Пол понятие многогранное, рассматриваемое в науки с разных точек зрения: биологической, психологической, медицинской, педагогической и т.д. Обратите внимание, что на первом месте стоит биологический (биологические особенности, фундамент).
В психолого-педагогической литературе мы встречаем и понятие – «гендер» (gender). «Гендер» по одним источникам – «род» (англ) по другим «представление, презентация».
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные, и культурные различия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Гендер – социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом, но возникают во взаимодействии людей.
Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
«Гендер» и «пол» – понятия не тождественные. Термин «пол» делает акцент на биологических особенностях, «гендер» – на социокультурных, которых общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. То есть, в конечном счёте, не биологический пол, а социокультурные нормы определяют различия в психологических качествах, моделях поведения, видах деятельности, профессиях женщин и мужчин.
Вопросами гендерного воспитания и многочисленными исследованиями занимались наши соотечественники О.А. Воронина, Д.В.Еремеева, И.С.Кон, Д.В. Колесов, Т.П. Хризман,Т.А.Репина и др.
В литературных источниках можно встретить понятие «полоролевое воспитание».
Исходное понятие – «половая роль». По мнению В.Е. Кагана, это система предписаний, модель мужского или женского поведения.
Поло-ролевое воспитание дошкольника рассматривается как, социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемый на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.
– В какой образовательной области включено гендерное воспитание? (Социализация)
– Вспомните, пожалуйста, какое интегративное качество напрямую связано с гендерным воспитанием? (Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
РАБОТА В ГРУППАХ с программами дополнительным материалом.
Итог. У детей формируем умение проявлять заботу о детях другого пола и внимание к ним, умение различать эмоциональное состояние сверстников другого пола, в том числе полярное своему. Дети учатся играть разнообразные социальные роли (матери, отца, парикмахера, повара и др.) в соответствии с гендерной принадлежностью. В процессе социализации у детей формируется умение соотносить себя с членами семьи в соответствии с половой принадлежностью.
2. Типология женской и мужской силы
- Чтобы правильно идентифицировать стереотипы «настоящая женщина» и «настоящий мужчина» вернёмся в историю вопроса.
В восточной философии существует пара Инь и Янь. Инь – его топологическое изображение на плоскости – кольцо с точкой в центре. Топологическое отображение мужского начала – вектор, имеющий начало, направление и импульс движения – Ян. Женщина всё делает по кольцу, кругу. Она окружает ситуацию и усиливает её. Накручивает. Порождает позитив и негатив. Движение мужчины – это векторное движение во всех направлениях.
Дискуссионная прогулка. Взгляд на одну и ту же проблему мужчины и женщины. Вернёмся к нашим качелям. Если на одну и ту же проблему смотрим одинаково, качели находятся в равновесии.
Ситуация 1. Ужин. Возвращение с работы.
Ж. – спросит «Вы кушали?»
М. – скажет «Я хочу есть!»
Ситуация 2. Уборка квартиры.
Ж. – Во-первых, приказывает мужу или ставит перед фактом, а надо просить и за несколько дней.
Убирает квартиру по кругу. Вытирает пыль в 1-ой комнате затем во второй, моет пол в в 1-ой комнате затем во второй, по ходу переходя из комнаты в комнату может ещё, что-то подобрать на полу. Затем убирает шкаф и т.д.
М. – Всё делает снизу вверх, пылесосит, вытирает пыль, если на пути шкаф то уберёт в шкафу, но в одной комнате.
Инсценировка «Домашний случай».
Ситуация 3. Ребёнка нет поздно дома.
Ж. – мечется, думает о плохом, если муж дома начнёт ему высказывать, покричит.
М. – быстро сделает ребёнку внушение или даст ремня и вскоре об этом забудет.
Ситуация 4. Муж задержался на работе.
Ж. – создаёт цветное кино, становится режиссёром постановщиком. Получил з/п, пошёл к друзьям и т.д.
М. – Много работы, вот и задержался.
Вывод: качели качались всегда, но сиденья находятся вместе, на одной палке. Мужчины и женщины в жизни должны жить парами, это два пола единой сущности, тогда в их жизни происходит гармоничное восприятие окружающего мира.
ИГРА «Лучшие качества»
Участникам необходимо назвать качества, которые хотели бы видеть в своём партнёре.
Женские качества: любовь, чистота, верность, кротость и смирение, целомудрие, обаяние, женственность, милосердие, красота, нежность, доброта, скромность, изящество, мягкость, ласка.
Мужские качества: Мудрость, воля, целеустремлённость, решительность, сила, забота мужчины о женщине, мужество, храбрость, ответственность, смелость, надёжность, самоуважение, тактичность.
– Учёные считают, что допустимо формировать у мальчиков и маскулинный гендерный тип (мужской тип, авторитарный) и феминный (подчинённое поведение, ведомые), и наоборот, (а так же ещё есть андрогинный гендерный тип – не привязаны к традиционным нормам и недефференцированный – отвергают и женский и мужской стили поведения)
3. Формирование качеств личности.
- Перед нами, как перед педагогами стоят актуальные вопросы КАК? КОГДА? И КАКИМ ПУТЁМ?
В динамике формирования гендерной идентичности модно выделить три основных периода:
– А через что мы воспитываем эти качества у детей в детском саду?
РАБОТА В ГРУППАХ. Педагогам предлагается соотнести, какие игрушки, какое качество воспитывает.
Дифференциация – учёт индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной формой работы и индивидуальной работы с каждым ребёнком. По характерным индивидуально-психологическим особенностям, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
1. По возрастному составу
2. По полу
3. По области интересов
4. По уровню развития детей
5. По личностно-психологическим типам (темпераменту, типу мышления)
6. По уровню здоровья детей.
Зачитывается аналитическая справка по результатам анкетирования
Практическое задание «Мальчики или девочки?»
Педагогам предлагается по описанию определить пол, соответственно распределив карточки.
ДЕВОЧКИ |
МАЛЬЧИКИ |
Рождаются более зрелыми на 3-4 недели |
Начинают ходить на 2-3 месяца позже |
Чувствительны к шуму |
Начинают говорить на 4-6 месяцев позже |
Больше развита чувствительность кожи |
Более подвижны |
Опираются на ближнее зрение |
Трудновоспитуемы |
Раскладывают игрушки возле себя |
До 8 лет острота слуха выше |
Смотрит при ответе на вопрос в глаза |
Игры опираются на дальнее зрение |
Вопросы задаются для установления контактов |
При ответе на занятиях смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает |
Всё надо объяснять конкретно |
Вопросы задаются конкретно, для получения информации |
Лучше развиты беглость речи и скорость чтения |
Можно недообъяснить, чтобы организовать ситуацию поиска знаний |
Мозг готов к ответу на любую неприятность |
Лучше решают задачи |
|
Лучше отгадывают кроссворды |
|
Более раздражительны |
|
Более возбудимы |
|
Более нетерпимы |
Данные из книги В.Д. Еремеевой Т.П. Хризма «Девочки и мальчики – два разных мира»
4. Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста.
5. Формы работы с родителями.
Зачитывается аналитическая справка по результатам анкетирования родителей.
6. Решение педагогического совета:
Модель образовательного пространства выстраивать в 4 направлениях:
Литература:
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Девочки и мальчики – два разных мира. – М.: Линка-пресс, 1998 г
Елжова Н.В. Тематические педсоветы а ДОУ. – Ростов н/Д: Феникс, 2012 г
Климина Л.В. Гендерный подход к образованию дошкольников. – Дошкольная педагогика: Детство-пресс, № 3, 2012 г
Баранникова Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений – М.: ТЦ Сфера, 2012 г.
Автор: Криворотова Анжела Васильевна, зам. заведующей по ВМР, ТМБ ДОУ Детский сад комбинированного вида «Сказка», г. Дудинка Красноярского края. Стаж 20 лет. В должности 1 год. Победитель всероссийского конкурса «Призвание – воспитатель» (серебряная медаль), муниципальной педагогической конференции «Новый взгляд».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Анжела Васильевна, спасибо Вам за представленный опыт работы. Мне понравился педсовет: нетрадиционная форма, столько нового интересного материала, отличная презентация! В конспекте кое что мне было непонятно, но - с этим разберёмся... Беру в свою копилку. Хороший конкурсный дебют! (Только неправильно Вы указали номинацию почему-то).
Очень хороший педсовет. Я думаю педагогам будет интересно познакомиться новыми формами работы. От меня 5. Приглашаю к себе на страничку, познакомиться с моим опытом.
Интересный и актуальный в наше время педсовет. Вам 5. Приглашаю на мою страничку!
Уважаемая Анжела Васильевна! Я тоже взяла ваш педсовет в методическую копилку. Интересно, актуально,презентация отличная.Только в решении педсовета я не увидела сроков исполнения. Творческих успехов!
Хороший методический материал! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.