Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры,
без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности,
без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.
Г. Н. Волков.
В 20-е годы XX столетия русский педагог А.У. Зеленко считал, что детский музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.
В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
В связи с этим, одной из актуальнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ, является разработка современных программ, проектов, содержание которых позволило бы уже на этапе дошкольного детства приобщить детей к пониманию уникальности своей страны, ее природных, духовных и исторических ценностей.
Исходя из сегодняшних реалий и возможностей нашего ДОУ, в соответствии с актуальностью решения вопросов образования, социокультурного воспитания детей дошкольного возраста, в течение ряда лет в ДОУ успешно реализуется метод проектов.
В 2009 году музей детского сада «Юный следопыт» прошёл паспортизацию. Творческой группой была проведена большая работа по сбору и систематизации материалов.
Было решено поместить часть материалов и создать мини-музейные экспозиции по направлениям в группах детского сада. Таким образом, можно предположить, если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.
Педагогический коллектив с энтузиазмом отнесся к инновации. Каждая группа выбрала направление образовательной и социокультурной деятельности и создала проект.
Проекты предполагает работу с детьми дошкольного возраста (с 3 до 7 лет), включает в себя создание развивающей культурно-исторической среды (интерактивные мини-музейные экспозиции на группах), мини-музейные экспозиции в фойе ДОУ, развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение, тематические и интегрированные занятия, экскурсии), метод детских проектов («Школа экскурсовода»)
Формы работ по проекту: тематические, интегрированные занятия; театрализованные игры, развлечения, праздники; тематические выставки; фонд детского прикладного творчества; интерактивные мини-музейные экспозиции на группах; мини-музейные экспозиции в фойе ДОУ; культурно-досуговая деятельность; экскурсии.
Цель проекта: создание благоприятных условий для формирования основ базовой культуры личности, развитие представлений детей о роли человека в истории, культуре, в техническом прогрессе, подготовка ребенка к жизни в современном обществе посредством опытно-экспериментальной деятельности с использованием краеведческого подхода.
Реализация проекта предполагает решение следующих задач:
Можно задать вопрос: зачем это все вам? Дети старшего возраста в рамках школьной программы с понятиями музей, экспонат, история, принимают участие в работе школьного музея, вместе с родителями и учителями посещают экспозиции музеев города... А что же дошколята? Пусть поиграют…
Дошкольное детство, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру.
Автор: Творческая группа педагогов муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 425 комбинированного вида «Елочка», г. Новосибирск. Научный руководитель проекта: Л.И.Дрёмова, заведующая кафедрой, кандидат исторических наук, доцент НГПУ.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемые коллеги. Очень продуманная, творческая работа, готовая к работе. Молодцы. Удачи. Моя первая 5 . Приглашаю к себе на страничку, познакомиться с моим опытом.
Уважаемые коллеги!Отличный проект, разработанный, опробированный материал!Молодцы!
Уважаемые коллеги, проект - это здорово! Только где ваш музей? Почему ни одной фотографии? И ваши 77 страниц текста вполне можно было сжать в удобоваримую для экспертов форму.