Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ посредством моделирования (на примере образовательной области «Познание»).
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) – это новый ориентир в деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
В связи с введением данного документа появились и проблемы по реализации определенных в нем принципов и подходов. Для меня одним из сложных вопросов стало осуществление принципа интеграцииобразовательных областей.
Потребовалось также искать способы и средства решения такой задачи образовательной области «Познание», как формирование целостной картины мира (ознакомление с природой), потому что ранее мы, педагоги, основное внимание уделяли запоминанию, усвоению знаний об окружающем мире, а сейчас необходимо уделять внимание развитию мышления детей, чтобы обеспечить целостное восприятие окружающего мира.
Таким эффективным средством решения проблем в моей педагогической деятельности стал наглядно-практический метод обучения – моделирование (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддъяков и др.). Суть его состоит в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной форме воспроизводят скрытые свойства и связи объектов или явлений природы, их свойств и признаков, связи с окружающими условиями.
1. Использование моделирования в непосредственно образовательной деятельности
На начальном этапе были изучены теоретические основы интеграции (М.В. Лазарева, М.В. Крулехт и др.), установлены группы моделей для использования в образовательном процессе. В последующем определено содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей, которое интегрируется с помощью моделей.
Исходя их того, что модели многофункциональны, они используются мной в образовательном процессе, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, апробированы в непосредственно образовательной деятельности.
Модели доступны воспитанникам – внесены в предметно-развивающую среду группы (в группе создан уголок моделирования). В данном уголке содержатся: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы проведения опытов, экспериментов и др.). Всё это помогает создать условия для самостоятельной деятельности детей по «чтению», составлению, рисованию моделей и развитию умений действовать в соответствии с ними.
2. Использование моделирования в развивающей среде группы
Моделирование используется в работе с родителями. Результаты наблюдений в природе, дети совместно с родителями фиксируют в виде схем, моделей, а потом с помощью них рассказывают сверстникам о результатах наблюдений.
Анализируя свою деятельность, можно сделать вывод, что интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ с помощью моделирования дает возможность устанавливать содержательные связи между разными образовательными областями: расширять представления детей о природе, воспитывать гуманное отношение к живому («Социализация»), развивать эстетические переживания, связанные с природой («Художественное творчество»), решать задачи развития речи («Коммуникация») и т.д.
Демонстрация моделей позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечить более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности, а также способствует развитию интегративных качеств дошкольника, что является главным результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Поиск решения проблем привел к обобщению собственного педагогического опыта и его моделированию.
Автор: Шиврина Светлана Алексеевна, воспитатель МКДОУ д/с № 16 «Малыш», г. Омутнинск Кировской области. Педагогический стаж 32 года. Участник всероссийских и международных профессиональных конкурсов. Победитель Премии Правительства Кировской области в номинации «Лучший воспитатель», 2012 год.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Светлана Алексеевна!Проблема, о которой вы упомянули в начале свой работы,разрешена Вами на отлично. Многие педагоги до конца еще не поняли как работает принцип интеграции, и "интегрируют" все подряд.У вас четко выделены приоритетные образовательные области и интеграция образовательных областей.Весь предложенный материал яркий,эстетичный,грамотно составленный и оформленный.Думаю,что именно, с этим материалом вы и стали победителем в номинации "Лучший воспитатель"-2012г. Желаю вам творческих успехов!
Ирина Владимировна! Спасибо за содержательный комментарий! Очень приятно. Вам творческих успехов!
Светлана Алексеевна! очень интересная работа. Мой голос - 5.
Уважаемая Светлана Алексеевна, многим из нас, дошкольным педагогам, была проблемной реализация принципов и подходов, которые нам определили ФГТ. Мои педагоги постоянно мне жалуются, что метод моделирования сложен для освоения. Вы в своей работе так хорошо всё разложили по полочкам, прекрасно представили свой опыт. Я ставлю Вам 5 + и разрешите взять вашу публикацию за основу консультации по вопросу метода моделирования для своих воспитателей...
спасибо огромное за комментарий!!! конечно можно! для этого мы и распространяем свой опыт работы! удачи вам)))
Уважаемая Светлана Алексеевна! С удовольствием познакомилась с вашим материалом. Очень приятно видеть хорошую работу. Отлично! Удачи в конкурсе!
Светлана Евгеньевна! Благодарю за положительную оценку моей статьи! Вам удачи!
Уважаемая Светлана Алексеевна! С интересом просмотрела все Ваши разработки: они практически значимые и готовы к применению, лаконичный текст статей, отличные презентации, конспект! Вам 5 звёзд! Познакомьтесь с моим опытом
Очень интересный и содержательный материал. Много наглядности. Отлично. 5 из 5 . Приглашаю познакомиться с моим опытом
Работа интересная и содержательная. Удачи в конкурсе 5+. Приглашаю ко мне в гости.
Светлана Алекссевна! Ваша работа заслуживает победы. Написано на отлично!РЕшить проблему интеграции с помощью моделирования заслуживает похвалы. Ставлю 5.
Я тоже обожаю интеграцию с помощью моделирования. Очень понравилась Ваша работа! Вам 5+!
Уважаемая Светлана Алексеевна! Поздравляю с выходом в финал!
Примите мои искренние поздравления по поводу выхода в финал конкурса!