Регистрация

Интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ

  • 24 января 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ посредством моделирования (на примере образовательной области «Познание»). 

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) это новый ориентир в деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

В связи с введением данного документа появились и проблемы  по реализации определенных в нем принципов и подходов. Для меня одним из сложных вопросов стало осуществление принципа интеграцииобразовательных областей.

Потребовалось также искать способы и средства решения такой задачи образовательной области «Познание», как формирование целостной картины мира (ознакомление с природой), потому что ранее мы, педагоги, основное внимание уделяли запоминанию, усвоению знаний об окружающем мире, а сейчас необходимо уделять внимание развитию мышления детей, чтобы обеспечить целостное восприятие окружающего мира.

Таким эффективным средством решения проблем в моей педагогической деятельности стал наглядно-практический метод обучения – моделирование (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддъяков и др.). Суть его состоит в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной форме воспроизводят скрытые свойства и связи объектов или явлений природы, их свойств и признаков, связи с окружающими условиями.

1. Использование моделирования в непосредственно образовательной деятельности

Использование моделирования в непосредственно образовательной деятельности

На начальном этапе были изучены теоретические основы интеграции (М.В. Лазарева, М.В. Крулехт и др.), установлены группы моделей для использования в образовательном процессе. В последующем определено содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей, которое интегрируется с помощью  моделей.

Исходя их того, что модели многофункциональны, они используются мной в образовательном процессе, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, апробированы в непосредственно образовательной деятельности.

Модели доступны воспитанникам – внесены в предметно-развивающую среду группы (в группе создан уголок моделирования). В данном уголке содержатся: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы проведения опытов, экспериментов и др.). Всё это помогает создать условия для самостоятельной деятельности детей по «чтению», составлению, рисованию моделей и развитию умений действовать в соответствии с ними.

2. Использование моделирования в развивающей среде группы

Использование моделирования в развивающей среде группы

Моделирование используется в работе с родителями. Результаты наблюдений в природе, дети совместно с родителями фиксируют в виде схем, моделей, а потом с помощью них рассказывают сверстникам о результатах наблюдений.

Анализируя свою деятельность, можно сделать вывод, что интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ с помощью моделирования дает возможность устанавливать содержательные связи между разными образовательными областями: расширять представления детей о природе, воспитывать гуманное отношение к живому («Социализация»), развивать эстетические переживания, связанные с природой («Художественное творчество»), решать задачи развития речи («Коммуникация») и т.д.

Демонстрация моделей позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечить более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности, а также способствует развитию интегративных качеств дошкольника, что является главным результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Поиск решения проблем привел к обобщению собственного педагогического опыта и его моделированию. 

Приложение 1: Интеграция областей посредством моделирования.

Приложение 2: Конспект занятия.

Автор: Шиврина Светлана Алексеевна, воспитатель МКДОУ д/с № 16 «Малыш», г. Омутнинск Кировской области. Педагогический стаж 32 года. Участник всероссийских и международных профессиональных конкурсов. Победитель Премии Правительства Кировской области в номинации «Лучший воспитатель», 2012 год.

5 из 5 звезд
(голосов: 13, сумма баллов: 65)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (24)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Владимировна

Ирина Владимировна 02.02.2013 в 18:53

Уважаемая Светлана Алексеевна!Проблема, о которой вы упомянули в начале свой работы,разрешена Вами на отлично. Многие педагоги до конца еще не поняли как работает принцип интеграции, и "интегрируют" все подряд.У вас четко выделены приоритетные образовательные области и интеграция образовательных областей.Весь предложенный материал яркий,эстетичный,грамотно составленный и оформленный.Думаю,что именно, с этим материалом вы и стали победителем в номинации "Лучший воспитатель"-2012г. Желаю вам творческих успехов!

Олеся Владимировна

Олеся Владимировна 05.02.2013 в 14:17

Ирина Владимировна! Спасибо за содержательный комментарий! Очень приятно. Вам творческих успехов!

Шахова Ольга Вячеславовна

Шахова Ольга Вячеславовна 02.02.2013 в 19:46

Светлана Алексеевна! очень интересная работа. Мой голос - 5.

Олеся Владимировна

Олеся Владимировна 05.02.2013 в 14:11

благодарю вас!!!

Ануфриева Ирина Викторовна

Ануфриева Ирина Викторовна 04.02.2013 в 22:47

Уважаемая Светлана Алексеевна, многим из нас, дошкольным педагогам, была проблемной реализация принципов и подходов, которые нам определили ФГТ. Мои педагоги постоянно мне жалуются, что метод моделирования сложен для освоения. Вы в своей работе так хорошо всё разложили по полочкам, прекрасно представили свой опыт. Я ставлю Вам 5 + и разрешите взять вашу публикацию за основу консультации по вопросу метода моделирования для своих воспитателей...

Олеся Владимировна

Олеся Владимировна 05.02.2013 в 14:06

спасибо огромное за комментарий!!! конечно можно! для этого мы и распространяем свой опыт работы! удачи вам)))

Светлана Александровна

Светлана Александровна 08.02.2013 в 21:29

Очень интересная статья!5+

Олеся Владимировна

Олеся Владимировна 13.02.2013 в 09:00

Благодарю вас за высокую оценку!

Светлана Евгеньевна Первенецкая

Светлана Евгеньевна Первенецкая 12.02.2013 в 15:11

Уважаемая Светлана Алексеевна! С удовольствием познакомилась с вашим материалом. Очень приятно видеть хорошую работу. Отлично! Удачи в конкурсе!

Олеся Владимировна

Олеся Владимировна 13.02.2013 в 09:00

Светлана Евгеньевна! Благодарю за положительную оценку моей статьи! Вам удачи!

Елена Ивановна

Елена Ивановна 14.02.2013 в 06:27

Уважаемая Светлана Алексеевна! С интересом просмотрела все Ваши разработки: они практически значимые и готовы к применению, лаконичный текст статей, отличные презентации, конспект! Вам 5 звёзд! Познакомьтесь с моим опытом

Олеся Викторовна

Олеся Викторовна 14.02.2013 в 15:36

Очень интересный и содержательный материал. Много наглядности. Отлично. 5 из 5 . Приглашаю познакомиться с моим опытом

Людмила Николаевна

Людмила Николаевна 19.02.2013 в 18:46

Работа интересная и содержательная. Удачи в конкурсе 5+. Приглашаю ко мне в гости.

Елена Михайловна

Елена Михайловна 24.02.2013 в 14:15

Молодцы Вам 5!!! Приглашаю на мою страничку!

Анастасия

Анастасия 03.03.2013 в 20:09

Светлана Алекссевна! Ваша работа заслуживает победы. Написано на отлично!РЕшить проблему интеграции с помощью моделирования заслуживает похвалы. Ставлю 5.

Светлана Николаевна

Светлана Николаевна 10.03.2013 в 06:17

Я тоже обожаю интеграцию с помощью моделирования. Очень понравилась Ваша работа! Вам 5+!

Светлана Евгеньевна Первенецкая

Светлана Евгеньевна Первенецкая 14.03.2013 в 05:32

Уважаемая Светлана Алексеевна! Поздравляю с выходом в финал!

Олеся Владимировна

Олеся Владимировна 14.03.2013 в 10:47

спасибо, Светлана Евгеньевна)))очень рады!!!

Ирина Владимировна

Ирина Владимировна 14.03.2013 в 20:30

Уважаемая Светлана Алексеевна!Достойный выход в финал!Удачи!

Олеся Владимировна

Олеся Владимировна 15.03.2013 в 08:47

Ирина Владимировна! Благодарим вас!!!

Ирина Николаевна

Ирина Николаевна 15.03.2013 в 23:17

Примите мои искренние поздравления по поводу выхода в финал конкурса!

Олеся Владимировна

Олеся Владимировна 16.03.2013 в 14:03

Ирина Николаевна! так же искренне благодарны вам!!!

Татьяна Сергеевна

Татьяна Сергеевна 19.03.2013 в 15:50

Светлана Алексеевна!!!! Поздравляю!!! Вы - молодец!!!

Олеся Владимировна

Олеся Владимировна 20.03.2013 в 14:12

спасибо))) мы старались!!!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!