Регистрация

Предметно-развивающая среда в детском саду как средство развития ребенка

  • 13 ноября 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Методическая работа в ДОУ» 

Грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом.

Модель среды нашего детского сада строго конкретизирована по содержанию и пространству.

В группах младшего дошкольного возраста активно задействована комфортная для дошкольников зона на «уровне детских глаз». В этой зоне соразмерно росту ребенка расположены игрушки, пособия, атрибуты, спортинвентарь. Уделено большое внимание оформлению этой зоны, ее привлекательности на общем фоне группы.

В более старших возрастных группах мы используем не только зону на «уровне детских глаз», но и осваиваем стены и пространство групповых помещений.

Среда средней группы включает изобразительную, музыкальную, литературную, коммуникативную, социальную сферы и отражает мир природы, человека, предметов реальной жизни. При такой организации ребенок испытывает удовлетворение, ощущение наслаждения, радости, озарения.

Среда в старшей и подготовительной к школе группах – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями», которые требуют от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.

Характерным для этих групп является «перетекание» мини-сред: из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. Такой подход обеспечивает более глубокое понимание происходящих вокруг явлений и событий.

Первым шагом организации среды нашего детского сада стало создание в группах уютной обстановки, гармоничной по цветовому и пространственному решению. Известно, что выбор цвета оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние и на интеллектуальное развитие детей. Учитывая все это, в оформлении использовались светлые пастельные тона для стен.

Следующим шагом в проектировании среды стало определение расположения центров в группах детского сада. Прежде, чем расположить мебель в группе, мы выработали для себя важные принципы: максимально использовать особенности планировки помещений; расположение мебели и оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности и позволять детям свободно перемещаться в пространстве; отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изодеятельности, книжном уголке и пр.); не забывать и об эстетической составляющей организации пространства. В итоге помещение каждой группы имеет свое собственное «лицо».

Уголки и центры, расположенные в определенном порядке и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие развивающих сред в одном и том же помещении группы. Центры, уголки «подсказывают» ребенку, чем можно в них заняться.

В предметно-развивающую среду включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме центров природы, во всех группах оборудованы уголки экспериментирования для проведения элементарных опытов.

В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности, которые размещаются в центрах (зонах) и содержат разнообразные материалы.

Все игровое пространство в группах нашего детского сада доступно детям: игрушки, развивающие игры, дидактический материал. Каждый ребенок может сам решить, какие материалы, когда и как ему использовать. Самостоятельное использование детьми игрушек и материалов определяет и соответствующую меру ответственности за их использование: дети учатся быть хозяевами. Педагоги помогают воспитанникам овладеть рациональными способами хранения игрушек и умением логически группировать их.

Организованная таким образом предметно-развивающая среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Мы так же позаботились о том, чтобы дети не потеряли чувство защищенности и безопасности и, устав от окружающих, имели возможность перебраться в «тихий уголок», чтобы поиграть, полистать любимые книжки или просто помечтать.

Организация предметно-развивающей среды как фактор физкультурного образования дошкольников

Автор: Ключникова Наталья Николаевна, заведующий структурным подразделением высшей квалификационной категории, ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика, структурное подразделение «Детский сад «Солнышко», п.г.т. Стройкерамика, Самарская область. Стаж работы в должности 11 лет; победитель Всероссийского конкурса «Территория 2011», лауреат II Всероссийского интернет-конкурса «Мастер презентаций - 2012».

4.9 из 5 звезд
(голосов: 56, сумма баллов: 273)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (43)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Фаина

Фаина 13.11.2012 в 08:57

Наталья Николаевна, вами и вашим коллективом проделана большая работа и в детском саду создана прекрасная развивающая среда. Желаю Вам успехов в работе и в конкурсе! Пять баллов.

Еськова Светлана Геннадьевна

Еськова Светлана Геннадьевна 14.11.2012 в 08:21

Спасибо!

Валентина Климова

Валентина Климова 13.11.2012 в 11:09

Отличная работа!Желаю Вам успехов!

Ольга Евгеньевна

Ольга Евгеньевна 13.11.2012 в 11:23

Уважаемая, Наталья Николаевна! Выражаем Вам огромную благодарность за Ваш труд! Каждое утро мы идем в Детский сад с огромным удовольствием (для родителей это очень важно)! А это, в первую очередь, Ваша заслуга! Мы искренне желаем Вам УДАЧИ и УСПЕХА во всех Ваших начинаниях! Мы за ВАС!!!

Еськова Светлана Геннадьевна

Еськова Светлана Геннадьевна 14.11.2012 в 08:21

Эта важная, и очень нужная работа в нашем детском саду ведется непрерывно, постоянно что-то меняется. Огромную помощь оказывают родители наших воспитанников, которые поддерживают все наши начинания. От этого выигрывают все участники педагогического процесса и не только...... Благодарю за отзыв, правда очень приятно!

Ирина Владимировна

Ирина Владимировна 13.11.2012 в 19:34

Уважаемая Наталья Николаевна!Понравилась ваша презентация и организация центров деятельности детей.Желаю вам успехов в конкурсе!

Еськова Светлана Геннадьевна

Еськова Светлана Геннадьевна 14.11.2012 в 08:07

Ирина Владимировна, спасибо за Ваш отзыв.

slava

slava 13.11.2012 в 20:57

Наталья Николаевна, было очень интересно оказаться у Вас в гостях. +5!

Еськова Светлана Геннадьевна

Еськова Светлана Геннадьевна 14.11.2012 в 21:39

Спасибо за внимание к моей работе.

Светлана Вячеславовна

Светлана Вячеславовна 15.11.2012 в 14:48

Всегда с удовольствием изучаю Ваши работы, Наталья Николаевна. Достойный пример всем дошкольным работникам! Особенно полезна будет разработка молодым педагогам, только что начавшим свой трудовой путь. Успехов Вам и Вашему коллективу!

Еськова Светлана Геннадьевна

Еськова Светлана Геннадьевна 15.11.2012 в 15:24

Спасибо за теплые слова!

Светлана Евгеньевна Первенецкая

Светлана Евгеньевна Первенецкая 28.11.2012 в 06:08

Уважаемая Наталья Николаевна! Организация предметно-развивающей среды, действительно, очень значимо. Ведь то, что нас окружает с детства, определяет векторы развития нашей личности. Только, думается, работа, здесь представленная, заслуга целого коллектива, а не одного человека, даже если этот человек - руководитель. Успехов в работе!

Еськова Светлана Геннадьевна

Еськова Светлана Геннадьевна 29.11.2012 в 14:44

Светлана Евгеньевна, спасибо за Ваш отзыв. Несомненно то, что работа в нашем детском саду по созданию предметной среды ведется не один год, и конечно, с участием всего коллектива, родителей, спонсоров и просто неравнодушных и творческих людей. В представленной на конкурс работе мной обобщен и систематизирован опыт нашего детского сада по данному вопросу.

Наталья

Наталья 28.11.2012 в 21:48

Очень интересная работа.Вам 5+!

Еськова Светлана Геннадьевна

Еськова Светлана Геннадьевна 29.11.2012 в 14:44

Наталья Викторовна, спасибо за оценку!

slava

slava 22.12.2012 в 18:35

Наталья Николаевна, очень понравилась Ваша работа, интересно организованы центры детской деятельности. Пять баллов!

Косойкина Ирина Геннадьевна

Косойкина Ирина Геннадьевна 09.01.2013 в 15:25

Уважаемая Наталья Николаевна! Отличная работа! Очень продуманно и красочно оформлены зоны детской деятельности. Вашу презентацию покажу в пример своим коллегам! Удачи. Вам 5.

Еськова Светлана Геннадьевна

Еськова Светлана Геннадьевна 23.01.2013 в 08:45

Спасибо, очень приятно!

Елена Ивановна

Елена Ивановна 15.01.2013 в 23:14

Развивающая среда на высоком уровне! Вам 5!

Еськова Светлана Геннадьевна

Еськова Светлана Геннадьевна 23.01.2013 в 08:47

Елена Ивановна! Спасибо за оценку и Ваш комментарий!

Тянзиля Алимжановна

Тянзиля Алимжановна 06.02.2013 в 12:53

Наталья Николаевна! Спасибо за Ваш интересный опыт! Возьму на вооружение, обязательно поделюсь с педагогами нашего детского сада. Пять баллов!

Светлана Александровна

Светлана Александровна 06.02.2013 в 14:02

+5! Современная тема.

Еськова Светлана Геннадьевна

Еськова Светлана Геннадьевна 07.02.2013 в 12:25

Светлана Александровна, спасибо за внимание к моей работе и оценку!

Андреева Лидия Федоровна

Андреева Лидия Федоровна 12.02.2013 в 18:50

Очень понравилось! Успехов Вам! Ставлю +5!

Еськова Светлана Геннадьевна

Еськова Светлана Геннадьевна 12.02.2013 в 20:22

Спасибо за пожелания и оценку моей работы!

Олеся Викторовна

Олеся Викторовна 12.02.2013 в 22:29

Девочки!Вы умницы! Сама работала в ДОУ, и знаю, как сложно лепить конфетку, когда иногда бывают связаны руки( особенно финансово). А еще вы заслуживаете уважения за работу в тандеме ( тоже иногда сложно договориться ) . Удачи вам ! От меня 5+++

Олеся Викторовна

Олеся Викторовна 12.02.2013 в 22:30

Я ведь правильно поняла, Светлана Александровна, что у вас есть помощница?

Олеся Викторовна

Олеся Викторовна 12.02.2013 в 22:35

Наталья Николаевна! Простите, ради бога! Я в это время переписывалась по электронке, и машинально написала не ваше имя. Но комментарий вам- 5+++++! Еще раз извините!

Еськова Светлана Геннадьевна

Еськова Светлана Геннадьевна 13.02.2013 в 16:46

Спасибо за теплые слова в адрес работы.

Олеся Викторовна

Олеся Викторовна 13.02.2013 в 18:01

Уважаемая Наталья Николаевна. У Вас все получится! Еще раз извините и удачи!

Лариса Давыдова

Лариса Давыдова 13.02.2013 в 21:45

Наталья Николаевна! Прекрасно организована предметно-развивающая среда в вашем детском саду! Очень полезный и интересный материал вы представили! 5 баллов!

Еськова Светлана Геннадьевна

Еськова Светлана Геннадьевна 14.02.2013 в 19:18

Спасибо!

гульсия

гульсия 14.02.2013 в 13:31

Моя Наташа! Я знаю, что ты очень творческий и инновационный руководитель- каждый уголок в твоем саду сделан с любовью и добротой к детям. Твоим воспитанникам комфортно и уютно в саду, твой педагогический коллектив немало для этого прикладывает усилий. Желаю Вам не останавливаться и продолжать дальше радовать нас своими идеями и разработками. Удачи. С уважением Гульсия

Еськова Светлана Геннадьевна

Еськова Светлана Геннадьевна 14.02.2013 в 19:20

Очень приятно услышать столько хороших слов от своего коллеги. Гульсия Фагимовна, спасибо за оценку и комментарий!

Светлана Игоревна

Светлана Игоревна 14.02.2013 в 21:58

Отличная работа!

Ануфриева Ирина Викторовна

Ануфриева Ирина Викторовна 14.02.2013 в 22:04

Уважаемая Наталья Николаевна, браво! Творчески подходите к работе… Интересная интерпретация предметно-развивающей среды, что-то новое я для себя открыла! Мы создаём предметно развивающую среду в контексте ФГТ: конкретно по видам детской деятельности, «Зонам развития», что тоже неплохо, так как в этом заложена реализация личностно-ориентированного развития детей. И, конечно, как и Вы постоянно ищем инновационные подходы, где главным критерием являются творчество, талант и фантазия педагогов. Отлично!

Еськова Светлана Геннадьевна

Еськова Светлана Геннадьевна 15.02.2013 в 13:22

Ирина Викторовна! Рада снова видеть Вас на этом замечательном портале, который позволяет педагогам делиться своим опытом, узнать мнение коллег о своем материале, что очень важно для развития каждого из нас. Приятно слышать хорошие слова а адрес своей работы, особенно от такого опытного педагога, как Вы. Желаю Вам дальнейших успехов в работе и в конкурсе!

Светлана

Светлана 16.02.2013 в 09:03

Здорово, когда есть такие люди, как вы. Очень хочется, чтобы в наших детских садах было побольше творческих и любящих свою профессию людей! От меня заслуженная 5! Жду в гости на своей страничке. Удачи.

Людмила Николаевна

Людмила Николаевна 19.02.2013 в 18:51

Большое значение для детей имеет развивающая среда, вы с этой задачей справляетесь на 5+. Приглашаю вас к себе в гости.

Еськова Светлана Геннадьевна

Еськова Светлана Геннадьевна 20.02.2013 в 11:34

Спасибо!

Оксана Бражник

Оксана Бражник 28.02.2013 в 18:55

Молодцы! Так держать!5

Валентина Климова

Валентина Климова 20.03.2013 в 10:39

Уважаемая Наталья Николаевна, спасибо за Вашу работу! Очень достойный и интересный труд! Очень болела за Вас!. Удивлена, что эта работа не вошла в число победителей конкурса. Я желаю Вам дальнейших успехов!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Еськова Светлана Геннадьевна

Еськова Светлана Геннадьевна 28.05.2013 в 21:42

Благодарю всех за позитивные отзывы и конструктивные комментарии. Общение на портале, приобретенный опыт, пополнение своего профессионального "багажа", я считаю намного важнее баллов...

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!