Регистрация

Лэпбук как средство формирования звуковой культуры речи у дошкольников

  • 10 октября 2016

Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Конкурс «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС»  

«Время, потраченное на общение с ребёнком,
вознаграждает нас, взрослых,
глубокой детской привязанностью».

Пояснительная записка

Актуальность. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить ребенка ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.

Всем известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества мы находим использование лэпбука в образовательном процессе. Его можно использовать как в детском саду, так и дома.

Лэпбук – это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, в любой форме и на любую тему. Это книга, которую собирают педагог с детьми, склеивают ее отдельные части в единое целое, креативно оформляют, используя всевозможные цвета и формы. Таким образом, можно сказать, что лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Проблема. Из наблюдений за детьми подготовительной группы мы выяснили, что речь их не сформирована в совершенстве и малопонятна для окружающих: отдельные звуки не произносят, меняют местами слоги или совсем их пропускают, не правильно ставят ударение в словах. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в своих силах, что и ведет к негативным последствиям.

По результатам мониторинга речевого развития детей было выявлено, что у 72 % не сформирована звуковая культура речи, и только лишь 28 % владеют фонематическим слухом в норме.

В процессе анкетирования родителей по теме «Речевое развития детей старшего дошкольного возраста» было установлено, что: 

  • 36 % не имеет представления о том, соответствует ли речевое развитие его ребёнка возрастной норме;
  • 55 % проводят со своим ребенком работу по совершенствованию его речи через такие формы как, чтение художественной литературы, посещений занятий учителя-логопеда, выполнение рекомендаций воспитателей, разыгрывание театрализованных сценок дома.

Учитывая, важность проблемы по этому вопросу и результаты мониторинга, совместно с коллегами мы разработали дидактическое пособие (лэпбук) «Занимательное азбуковедение» по воспитанию звуковой культуры речи посредством дидактических игр и упражнений (ОО «Речевое развитие», направление «Обучение грамоте»).

Цель: создание лэпбука «Занимательное азбуковедение» по формированию у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи.

Задачи:

  1. Проанализировать образовательную программу ДОУ и мониторинговые результаты детей по ОО « Речевое развитие».
  2. Подобрать игры и упражнения на формирование фонематического слуха и звуковой культуры речи.
  3. Создать единое образовательное пространство ДОУ и семей воспитанников по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.

Структура лэпбука

Центральное место в лэпбуке занимают «Звуковой барабан» и «Буквобол».

«Звуковой барабан» представляет собой круг с секторами, на которых предложены задания («Мягкие – твёрдые», «Ударение», «Звуки в слове», «Деление на слоги», «Звуковой анализ слова» ). Его основной целью является формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

«Буквобол» – малый барабан, представляет собой круг с секторами, на которых предложены игровые задания с буквой («Слепи букву», «Собери пазлы», «Заштрихуй букву», «Обведи по точкам», «Выложи букву из счетных палочек»), целью которого является развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста и запоминание буквы наглядно.

В боковых вкладках размещается материал к заданиям на барабанах.

Для детей, умеющих читать, представлены такие задания: «Почитай-ка» и «Водопад». А также имеются игровые задания: «Найди букву», «Ребусы», «Домино», «Какая буква спряталась», «Допиши букву», «Преврати буквы в рисунок».

Если работоспособность ребёнка снижается, то в лэпбуке имеются задания, способствующие снятию напряжения у детей:

  • «Пойте вместе», где дети могут прослушать песенку в фонограмме, исполнить самостоятельно под минусовку или обыграть.
  • «Артикуляционная гимнастика». 

 Преимущества лэпбука:

  • может использоваться в индивидуальной работе с ребенком с целью развития речевой активности.
  • является одной из форм организации совместной деятельности ребенка и родителей.
  • активно используется детьми в самостоятельной деятельности.
  • представляет собой совокупность заданий и упражнений по определенной теме.
  • является диагностическим инструментарием для педагога.

Результаты:

  • у 67 % детей сформирован фонематический слух;
  • у 53% детей сформирована связная речь в норме;
  • дети активно используют лэпбук в самостоятельной деятельности, в парах и подгруппах;
  • в процессе анкетирования выявили, что повысился уровень знаний родителей о развитии речи своего ребенка.

Перспектива

  1. Привлечь учителя-логопеда к обогащению лэпбука заданиями и упражнениями по формированию звуковой культуры речи.
  2. Разработать лэпбуки для детей младшей, средней и старшей групп.

Список литературы:

1. БабаеваТ.И., ГогоберидзеА.Г., МихайловаЗ.А.. Программа «Детство». СПб., 2011

2. ВолинаВ.В., Худож.. Рудаковская Л.М – М.: Просвещение, 1994. – 400с.

3. ЖуроваЛ.Е.,. ДуроваН.В. УМК «Обучение дошкольников грамоте». – М.:, 2014. – 192с.

4. ПоповаД.А, Лучшие игры для развития ребёнка и подготовки к школе. От 3 – 6 лет. – СПб.: Питер, 2010. – 240с.

5. Интернет ресурсы: - http://ta-vi-ka.blogspot.ca/2014/02/lapbook-winter.html#sthash.efg4O48G.dpuf

Авторы: Подковская Наталья Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории, Бузмакова  Ираида Леонидовна, воспитатель, Малкова Надежда Геннадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад №8», г. Верещагино.

Лэпбук по формированию звуковой культуры речи

3.3 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 10)
  • 10 октября 2016
  • 13182
  • 1

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Корнеева Юлия Сергеевна 10.12.2016 в 22:51

Лэпбук - это изумительная идея! На любую тему он интересен как детям, так и взрослым. Процесс его создания трудоемкий, затратный по времени, но это того стоит, т.к. на выходе имеешь результат, который греет душу педагога. Своего рода ребенок, которого выносил и родил. А после умиляешься его шагам в жизнь, т.е. как он радует и удивляет, и, самое главное, ОБУЧАЕТ детей. При чем в игре, невольно ребенок сам тянется к знаниям и незаметно для себя открывает в волшебной книге (лэпбуке) каждый раз что-то новое. Совершает свои познавательные шаги и открытия. Очень понравилась Ваша работа! Замечательная!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!