Конкурс «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС»
Номинация «Использование лэпбука в педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения»
«Интерактивная папка» – инструмент для коррекционных занятий с детьми, представляющий широкие возможности для развития. «Интерактивная папка» условно разделена на несколько блоков: развитие мелкой моторики, восприятие сенсорных эталонов, математических навыков, обогащение словаря, подготовка к обучению грамоте и глобальному чтению, лексико-грамматических категорий, совершенствование зрительного восприятия, памяти, мышления.
Работа с «Интерактивной папкой» способствует преодолению негативного отношения при общении, в установлении контакта с аутичным ребенком, развитию высших психических функций и речевых навыков. В статье дается описание работы с «Интерактивной папкой» от этапа организации занятий и рабочего места до самостоятельной работы с заданиями.
Цель «Интерактивной папки»: преодоление негативного отношения при обучении ребенка с РАС.
Задачи:
По своей структуре авторское методическое пособие Бреславцевой Е.В. и Василенко Ю.В. представляет собой папку-лэпбук с кармашками, на которых наклеены карточки Pecs, способствующие описанию алгоритма действий вложенного задания. В кармашках находится цветной материал для индивидуальной работы. Все задания структурированы по лексической теме. По мере изучения темы, данный материал меняется в соответствии с новой тематикой.
Первый этап. Организация занятий и рабочего места. Чтобы выработать у ребенка учебные стереотипы, родители учат его организовать место для занятий (принести папку, карандаши, салфетки). В «Интерактивной папке» используются крупные предметные картинки и мелкие игрушки, с целью выработки навыка фиксации взгляда на предмете.
На данном этапе используется минимальное количество речевых инструкций: «Возьми», «Положи». Желательно, чтобы ребенок фиксировал взгляд на картинке до момента ее передачи в его руки.
Второй этап. Обучение ребенка выполнению задания согласно инструкции. Здесь используются зрительное подкрепление (на кармашках наклеены карточки PECS), а также словесное объяснение взрослого с использованием короткой инструкции. В «Интерактивную папку» вошли игры и упражнения для развитие мелкой моторики.
Третий этап. Самостоятельная работа ребенка с «Интерактивной папкой» с учетом оставленного индивидуального маршрута специалистами консультационного центра по развитию высших психических функций и речевых навыков.
Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение, необходимо проводить несколько раз для закрепления результата.
Родители (законные представители) должны настроиться на долгую, кропотливую работу. Регулярное использование «Интерактивной папки» позволяет включить ребенка в процесс взаимодействия с взрослым и окружающим миром, учиться подражанию, расширяет кругозор, развивает речь и социализирует.
Автор: Василенко Юлия Валерьевна, педагог-психолог, высшая квалификационная категория, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №17 «Радуга», МО Выселковский район, станица Выселки, Краснодарский край, педагогический стаж 18 лет. Бреславцева Елена Викторовна, учитель-логопед, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №17 «Радуга», МО Выселковский район, станица Выселки, Краснодарский край, педагогический стаж 16 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Юлия Валерьевна и Елена Викторовна, спасибо за предоставленный материал. Интересно, познавательно, актуально! В настоящее время дети с РАС приходят и в детский сад, и в школу. И окружающие взрослые теряются в общении с ними, и тем более в выстраивании коррекционных занятий. А ваша разработка многим поможет!
Отличный материал. Так держать!!! С данным пособием, я уверена, легко можно преодолеть негативное отношение при обучении ребёнка с РАС.
Очень эффективный и познавательный материал! Вы профессионально подошли к оформлению и содержанию. Спасибо за то, что делитесь опытом!