Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Основным и главным видом деятельности в жизни ребёнка является игра. И поэтому процесс обучения должен проходить в игровой форме. Работа с ребёнком должна быть игровой, эмоционально приятной, разнообразной. Возникает необходимость использования сочетания в коррекции у детей различных способов вариативности традиционных (пальчиковая гимнастика…) и нетрадиционных игровых приёмов и средств, например, применение шариков Марблс.
Логопеды и воспитатели знают, что существует тесная взаимосвязь речевой и моторной деятельности, и при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание обращается на развитие тонких движений пальцев рук.
Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. У детей, имеющих различные нарушения зрения, глазодвигательные функции, сопряженные с движением руки не совершенны, совместная работа глаз и рук – не координированы.
В работе с детьми, имеющими нарушения зрения (амблиопия, косоглазие) поставлена цель: развитие зрительного восприятия с использованием шариков Марблс.
Задачи:
1. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.
2. Развитие навыков ориентировки в микро пространстве (на плоскости).
3. Развитие сенсорного восприятия.
4. Развитие тактильных ощущений.
5. Развитие глазодвигательных функций, повышение остроты зрения, фиксации взора.
6. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
Используются в работе шарики Марблс, камешки-кабошоны, имеющие плоское основание и удобны в применении, они не перекатываются; декоративные камешки; стеклянный грунт. Работая с разноцветными камешками, дети испытывают положительные эмоции, радость.
Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре.
Удобно подбирать задания по лексическим темам. Для создания игровых ситуаций можно использовать мелкие игрушки, цветные силуэты, изображения.
При использовании шариков Марблс у детей повышается острота зрения, фиксация взора становится более устойчивой, глазодвигательные функции, сопряженные с движением руки – более координированными, улучшается целостное зрительное восприятие, предметные представления становятся более полными. У детей обогащается речь, развивается внимание и мышление.
Эти игры и упражнения можно применять не только в коррекционной группе по зрению, но и в общеразвивающих группах, а также в домашних условиях.
«Лошадка» (слайд №4)
На развитие целостного зрительного восприятия.
Задание: найти копыта и положить на них камешки, положить камешки на хвост и т.д. Предметные представления становятся более полными (ребенок через действия запомнит, что такое копыта и где они находятся). Добавляем задание на развитие цветовосприятия: подобрать камешки по цвету и украсить уздечку.
«Петушок» (слайд №5)
На формирование элементарных математических представлений (количество - один, много; счет, форма), на развитие логического мышления (что лишнее), на цветовосприятие (выкладывание разноцветного хвоста).
«Месяц, месяц, мой дружок» (слайд №6)
На стимулирование зрительно-поисковой деятельности.
Задание: найти и закрыть все большие звездочки желтыми камешками, а маленькие-синими.
«Угостим вкусным соком» (слайд №7)
На формирование практических действий по цветовому различию на ограниченной плоскости.
Задание: «налить» сок в стакан, не пролив (не выезжать за контур). Можно спросить детей, какого цвета они используют камешки, значит, из каких ягод будет сок, как будет называться этот сок.
«Торопливый паучок» (слайд №8)
Задание: помоги паучку подобрать парную обувь.
«Кап-кап, дождик идет» (слайд №9)
Здесь идет одновременная работа руки, глаза и речи. Выкладываем в определенном ритме, темпе, с проговариванием слова – кап. Можно заодно заучить потешку, сочинить сказку, используя разные цветные силуэты. Можно дать задание на выкладывание цветного зонтика.
«Дождик, дождик пуще» (слайд №10)
Тема осени, показать разнообразные виды дождя. Усложнить задание - выкладывание по контуру.
«Сказка «маша и медведь» (слайды №11,12,13)
Задания можно объединять в единый сюжет, например по сказке.
Если у детей продолжается интерес к выполнению заданий, можно продолжить игровую ситуацию: Маша шла и нашла ягоду-землянику, а медведь нашел фруктовое дерево (яблоню, грушу, сливу - в зависимости от цвета камешков).
Можно это дать как отдельное задание: медведь любит красные яблоки, положи красные камешки на место, где были яблоки.
«Ежик по дорожке шел и…» (слайд №14)
Координированная работа глаза и руки, развитие речи, памяти.
Задание: помоги ежику собрать грибы, продолжи предложение. (Ежик по дорожке шел и белый гриб нашел)
«Ходит осень…» (слайд №15)
С использованием природного материала, упражнение на количество, на различение разных видов листьев. Можно просто украсить листья камешками - «капельками росы».
Выкладывание рябиновой грозди.
«Всем береза нравится» (слайд №16)
Изображение березы в разное время года.
«Цветы» (слайд №17)
Упражнение на подбор лепестков по цвету к сердцевине, составление цветов на воображение и оформление цветка в рамочку.
Выкладывание узоров, картин (слайд №18)
На развитие творчества детей.
На развитие мышления – задание: выложить узор по схеме.
ö |
|
|
|
|
|
ö |
|
ö |
|
ô |
|
ö |
|
|
|
Ö |
× |
Ö |
|
|
|
õ |
× |
Õ |
× |
õ |
|
|
|
Ö |
× |
Ö |
|
|
|
ö |
|
ô |
|
ö |
|
ö |
|
|
|
|
|
ö |
«Транспорт» (слайд №19)
По ознакомлению с окружающим по теме дается задание на ориентировку в пространстве. Рассмотреть в каком направлении едут машины, выложить дорогу в том направлении, куда едет машина, спросить ребенка, в каком направлении он выкладывал камешки.
«Спрячь зайчика от лисы»» (слайд №20)
Создание игровой ситуации с использованием мелких игрушек.
Упражнения с контурами
Варианты:
«Ворона-модница» (слайд №25)
На развитие мышления, выкладывание ритмичного ряда по цвету, форме.
«Украсим елочку» (слайд №26)
На развитие зрительно моторной координации, стимулирования зрительно-поисковой деятельности.
Задание: найти елочные украшения и отметить их камешками.
«Подарки» (слайд №27)
На одном материале решаются разные задачи:
Выкладывание разнообразных дорожек (прямых, спиралеобразных, ломанных) (слайды №28,29,30)
Различные лабиринты (слайд №31)
Работа на плоскости в большем пространстве (слайды №32,33)
Выкладывание индивидуальных дорожек, в дальнейшем объединение в один коллективный игровой сюжет. Решение задач на ориентировку в пространстве (далеко-близко, влево-вправо, впереди-сзади и.д.)
«Веселый счет» (слайд №34)
Соотнесение числа с цифрой
Упражнения на пространственную ориентировку (слайды №35,36)
В старшем возрасте идет подготовка к школе, работа на листе в клеточку (слайды №37,38)
Даются задания выложить путь по словесному диктанту, по схеме, придумать свой путь и описать его…
«Самодельные лабиринты» (слайды №39,40)
Упражнение на развитие глазодвигательных функций, тонкой моторики кистей. Совместно с детьми изготавливаются лабиринты, используя коробки и коктейльные палочки.
«Рисование шариками» (слайды №41,42)
Этот метод рисования доступен даже малышам. Используется коробка, на дне лежит белый лист бумаги, капается на бумагу жидкая краска и катаются шарики по коробке. Картины похожи на разноцветные дорожки, нити.
Автор: Сысоева Эльмира Анарбековна, воспитатель, первая квалификационная категория, 29 лет педагогического стажа, МБОУ СОШ №2 структурное подразделение детский сад №6 «Искорка» г. Вельска Архангельской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Обожаю такие практические наработки. Сама давно хожу вокруг таких камушков, позавчера заново приценилась - и опять отложила покупку. Рассматривала их для игр по ФЭМП, а у вас уже всё продумано - и вширь, и вглубь:). Вот бы ещё карточки с рисунками скачать для распечатки! Есть замечания по правописанию, но по остальным критериям - всё на уровне. Фотографии не оставляют сомнений насчёт авторства. Да, идея такая уже озвучивалась в интернете, но без таких наглядных наработок, как у вас, Эльмира Анарбековна. Успеха в конкурсе!
Ева Владимировна, спасибо! Дети приносят в детский сад много раскрасок и интересные рисунки я использую в работе, а придумать задания по ним - просто. Сложнее было приобрести камешки в разнообразной цветовой палитре.
Эльмира Анарбековна, большое спасибо за Вашу работу. С удовольствием беру себе в закладки. Подобную работу можно и нужно проводить в любом дошкольном учреждении. Порадовало разнообразие предложенных Вами игр (можно варьировать и по виду деятельности, и по возрасту ребят). Отлично!
Ольга Вячеславовна, спасибо за оценку. В мою группу ходят дети трех возрастов и всем хочется играть с камешками, а любую игру можно усложнить или упростить. Главное, чтобы детям было интересно.
Эльвира Анарбековна, спасибо за Вашу статью. Никогда раньше не обращал внимание на данные шарики, возьму на заметку. Соглашусь с Ольгой Вячеславовной, подобные практические занятия будут непременно полезны для детей дошкольного возраста.
Уважаемая Эльмира Анарбековна! Спасибо за участие в конкурсе! Вы убедили, что это Ваша инициатива, прекрасное визуальное сопровождение дополнили приятное впечатление. Мне Ваша работа очень понравилась! Надеюсь, что увижу Вас в победителях!
Эльмира Анарбековна, добрый вечер. Как замечательно, что педагоги, имеющие в своей копилке такой богатый опыт делятся им со своими коллегами. А Ваш опыт дорогого стоит. Замечательная практика, доступные упражнения, четко обозначенные области развития и коррекции высших психических функций ребенка. Очень хорошо! Спасибо за представленный материал. Успехов в конкурсе!
Эльмира Анарбековна, поздравляю Вас со званием лауреата! Творческого вдохновения Вам и дальнейших успехов!
Уважаемая Эльмира Анарбековна , поздравляю Вас с победой! Новых творческих побед и удачи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.