Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2015»
Дидактическая игра является универсальным педагогическим явлением, которое даёт воспитателю возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ребёнок познаёт окружающий мир с самого раннего возраста, путём экспериментирования с различными предметами. Задача родителей и педагогов – поддерживать инициативу малыша. Тип мышления трёхгодовалого ребёнка – наглядно-действенный, при котором важно, чтобы в игровой деятельности были задействованы разнообразные игрушки, картинки, предметы.
Дидактическая игра увлекает ребёнка и создаёт приподнятое настроение и он не замечает, что играя, решает определённые задачи и тем самым, учится.
Как нам известно, у каждого воспитанника свой определённый темп развития. Задача педагога – способствовать развитию ребёнка и ни в коем случае не навредить. Образовательный процесс строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Согласно образовательной программе «От рождения до школы», воспитанники к двум-трём годам должны сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина). Однако ребята в нашей группе недостаточно хорошо знают основные цвета и формы предметов, поэтому обогащению опыта детей могут послужить дидактические игры, которые и взяты за основу проекта.
Данный проект по виду является игровым; по составу участников – фронтальным. По срокам реализации – проект краткосрочный (4 рабочие недели); по характеру контактов – внутри группы.
Цель: создать положительный эмоциональный настрой и развивать познавательную активность посредством дидактических игр.
Задачи:
За время реализации проекта с воспитанниками было проведено 20 дидактических игр (Приложение 1). Представляю вашему вниманию некоторые из них.
«Воздушные шарики для птички»
Цель: помогать детям обследовать предметы, выделяя их цвет.
Птичка спешила на день рождения к ёжику, она решила подарить ежу воздушные шары, которые были куплены в магазине вместе с разноцветными ленточками, чтобы завязать надутые шарики. Но так случилось, что Каркуша совсем позабыла – на какой шарик и какого цвета ленточку ей привязать. Ребята, давайте поможем птичке оформить подарок: привязать ленточки к шарикам, ведь она уже опаздывает на день рождения. Мы же с вами помним названия цветов?
(Ребята подбирают к жёлтому шарику – жёлтую ленту, к красному – красную, к зелёному – зелёную, к синему – синюю).
«Гномики в гостях у ребят»
Цель: продолжать обучать детей свойствам объектов окружающего мира (цвету).
Воспитатель сообщает, что к в гости к ребятам пришли гномики, все они очень интересные и необычные. Что же в них необычного, спросите вы? А то, что у каждого из гномов есть свой один любимый цвет и все предметы, которые находятся в домах у этих гномов, окрашены в их любимые цвета. А ещё гномы интересны тем, что у каждого из них своя профессия, которую они любят, поэтому и пришли рассказать ребятам о ней. Незадача случилась у нас ребята, все карточки с изображением предметов для наших гномов перемешались. Давайте найдём предметы для каждого из них. Обратите внимание на цвет одежды наших гномов – это подсказка.
После того, как найдены предметы для каждого гнома, воспитатель рассказывает о профессиях гостей. Например, фиолетовый гном ходит в резиновых сапогах, имеет надувную лодку, палатку, удочку и большое пластмассовое ведро. Этот гном – рыболов.
«Спрячь зайку!»
Цель: продолжаем знакомить детей с четырьмя основными цветами спектра: красным, жёлтым, зелёным и синим.
Ребята, посмотрите, какие красивые зайчики сегодня припрыгали к нам в гости. А какого цвета у них шубки? (Серого) А ушки? (Длинные) Покажите, как зайчики прыгали к нам по сугробам.
Друзья, обратите внимание, наши гости задрожали, наверное, они кого-то испугались. Смотрите, на полянке появилась рыжая лисица. Что же делать? (Дети предлагают защитить зайцев и прогнать лису).
Ребята, давайте спрячем зайчиков от хитрой лисы, ведь она может их съесть.
Дети прячут зайцев, закрывая их картоном того же цвета, что и полянка у каждого зайца.
Молодцы, друзья, теперь хитрая лисица не найдёт зайчат.
Список литературы:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: «Мозаика синтез». – 2014.
2. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. / Учебно-методическое пособие М.: «Карапуз». – 2010.
Автор: Беляева Ирина Сергеевна, воспитатель МБДОУ № 152, г. Мурманск. Молодой специалист, стаж работы два года. Тема работы по самообразованию педагога: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая, Ирина Сергеевна! Несомненно Ваша работа очень продуктивна: мне не хватило продукта,что немаловажно в каждом проекте, рефлексии(итога). Извините, но мне показалось, что это больше напоминает фрагмент из годового планирования по реализации дидактических игр. Конечно, много интересно и познавательно и у Вас еще все впереди. Желаю Вам удачи и творчества!
Спасибо за комментарий, к сожалению, на сайт нельзя загрузить работу полностью, только 4000 знаков, как следствие - сжатость изложения.
Уважаемая Ирина Сергеевна! Проект должен иметь определенную структуру, должен быть оформлен в соответствии с этой самой структурой. Ваша работа значима и актуальна, но это не проект, а представление Вашего опыта работы. Спасибо за опыт и удачи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.