Овладение игровыми действиями не происходит одновременно и одинаково у всех детей . Процесс этот сложен и зависит от многих причин, в том числе и от умения взрослых опираться на детский опыт, находить пути индивидуального подхода к ребенку.
В зависимости от характера игровой деятельности мы условно разделили наших воспитанников на четыре группы. У детей первой группы не было сосредоточенности и устойчивости в действиях с игрушкой. Они много двигались , манипулировали игрушками, которые попадали в поле их не по назначению. Взаимоотношения между детьми возникали по внеигровым поводам – их объединяло место игры или привлекающая внимание игрушка.
В игровых действиях детей второй группы прослеживалась некоторая устойчивость и сосредоточенность. Они предпочитали какую-то определенную игрушку и использовали ее по назначению, производили с ней многократно повторяющиеся, не связанные между собой сюжетные действия (укладывали куклу спать , кормили , умывали по несколько раз подряд).
Дети этой группы еще играли «в одиночку», но у них появился интерес к деятельности сверстников, стремление подражать им. Взаимоотношения возникали по внеигровым поводам, но приобретали несколько иной характер: ребенок мог пожаловаться, что ему мешают играть или отнимают игрушку.
Дети третьей группы играли разными игрушками, выполняя два-три связанных между собой сюжетных действия (поднимали куклу с постели и умывали ее; умывали куклу и поили чаем). Появилось взаимодействие с другими детьми на основе общего места игры, общего действия, выполняемого одновременно (вместе бегают, ползают, прыгают), общего предмета (катают друг другу мяч).
Дети четвертой группы выполняли в игре ряд связанных между собой сюжетных действий (будили куклу, одевали ее, поили чаем, ходили с ней гулять). Они успешно контактировали со сверстниками, выполняли роли различного характера.
Материалы наблюдений подтвердили необходимость серьезной, глубокой и систематической работы по формированию у детей игровых действий. Встала задача научить их играть с разными игрушками, предметами, развивать индивидуальную игру малышей первых двух групп.
Руководя играми малышей, мы стремились не только обучать их игровым умениям и навыкам, но и управлять детскими взаимоотношениями. Для этого использовались различные приемы:
При этом старались осуществлять связь между обучением и игрой, формировать общий интерес к играм. Многие дети под впечатлением детких книг и мультфильмов мечтают отправиться в увлекательное путешествие, одолеть Змея Горыныча или дракона. В реальной жизни этого, конечно, не произойдет, но компьютерные технологии помогут испытатье яркие и необычные приключения, о которых мечтает детское сердце! Запустив одну из игр на сайте igrycity.ru, ребенок почувствует себя настоящим героем, сильным, ловким и неизменно побеждающим.
Участие педагога в играх, широкое использование им художественного слова (потешек, песенок, стихотворений) способствовали созданию у малышей положительного отношения к игровой деятельности, повышению их активности.
Особое место в руководстве игровыми действиями детей занимали такие приемы:
Руководя игрой, педагоги стремитесь не подавлять инициативы, самостоятельности ребенка. Стремитесь к тому, чтобы игра стала для детей интересной, увлекательной самостоятельной деятельностью, чтобы каждый ребенок мог проявлять в ней свои способности, научиться устанавливать эмоционально-положительные контакты со сверстниками.
Известно, что дошкольникам свойственны эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому , необычному. В связи с этим обогащение детей новыми знаниями и представлениями занимательно, чтобы вызвать у них интерес, желание подражать.
Общественные представления формировали в ходе наблюдений (за трудом воспитателя, няней, повара, врача, музыкального руководителя, шофера), а ткаже при чтении художественной литературы, рассматривании картин. Во время наблюдений за трудом взрослых рассказывали детям последовательность трудовых операций и вовлекали их в этот процесс через различные трудовые поручения.
В результате – высокий уровень игровых умений и навыков, обогащение содержания их игр, повышение культуры поведения, устойчивость интересов в игре – сократились случаи неоправданной смены сюжета. Увеличилась длительность совместных игр, возросло количество ролей: мама, папа, дочка, сын, врач, шофер, парикмахер, менеджер, косметолог, визажист. Еще один положительный момент – усиление речевой активности детей во время игр.
Список используемой литературы:
Автор: Недовес Марина Александровна, воспитатель МБДОУ Жетский сад № 46, г. Белгород.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.