В работе педагога детского сада часто встречаются дети неуравновешенные, гиперактивные, шумные, склонные к конфликтам и ссорам. Во многом такое поведение зависит от ситуации в семье, иногда дети имеют отклонения в работе нервной системы. Это также могут быть дети, не уверенные в себе, лишенные внимания и любви в семье.
Поэтому воспитатель детского сада вынужден заниматься коррекцией неблагополучного эмоционального состояния дошкольников в силу своей компетентности и квалификации.
Важнейшим средством эмоциональной психокоррекции ребенка является игра. В самом начале необходимо установить доброжелательные отношения с импульсивными детьми, сформировать у них представления о правилах общения и поведения, а также начать устанавливать позитивные контакты этих детей со сверстниками в группе.
На этом этапе для развития доброжелательности к партнеру по общению были использованы коммуникативные игры и упражнения: «Приятные слова», «Подарки», «Узнай, о ком говорю» и др. В ходе коммуникативных игр импульсивные дети научились проявлять внимание к сверстникам, замечать и учитывать в игровой ситуации их индивидуальные особенности.
На занятиях по психокоррекции я часто использую игры «Групповой рисунок», «Угадай и покажи», «Кто больше соберет игрушек». С их помощью неуравновешенные дошкольники учатся позитивному взаимодействию с детьми в группе, достижению результатов в общей деятельности.
Важной составляющей коррекции поведения импульсивных детей являются игры и упражнения на проявление сдержанности, организованности, настойчивости в достижении результата. Это традиционные для педагогического процесса детского сада игры «Убеги и догони», «Смешинка», «Молчок», «Делай по порядку». В этих играх импульсивных дошкольников ставят перед необходимостью сдерживать свои сиюминутные желания. В процессе игр дети научились начинать и заканчивать действие по сигналу, быстро переходить от одного задания к другому, сдерживать свои реакции.
Также активно использую на занятиях игровой набор «Магнитная яблоня». С его помощью даже самые неуравновешенные и шумные ребята начинают активно и увлеченно заниматься, а следом идет и развитие речи, мелкой моторики, наблюдательности, воображения, пространственного мышления. Помимо этого, с помощью пособия дети успешно осваивают в игровой, занимательной форме представления об особенностях каждого времени года, об изменениях, которые в зависимости от смены сезона происходят в природе и в жизни людей.
Для развития у импульсивных дошкольников умений саморегуляции поведения в повседневной деятельности знакомлю детей с отдельными способами снятия эмоционального напряжения. Например, «если рассердился на товарища, хочется нагрубить, ударить – постарайся сдержаться, сосчитай в уме до десяти, и вся злость уйдет».
Также для развития у импульсивных дошкольников навыков социального поведения, умения выражать свои чувства, преодоление негативных черт характера использовала коррекционные игры-драматизации. Цель таких игр состояла в том, чтобы дать возможность импульсивным детям «проиграть» ситуации, связанные с проявлением качеств, не характерных для них в реальной жизни. Исполняя в коррекционных играх роли положительных персонажей, импульсивные дети смогли почувствовать психические состояния, связанные с проявлениями сдержанности, терпения, эмоциональной уравновешенности их героев. В каждой игре дети могли давать свои советы, подсказывать решения, их инициатива поощрялась.
Очень полюбились моим воспитанникам игры с одеванием дидактических кукол в одежду по сезонам года. Работа в парах или в одиночку помогает эмоционально неуравновешенным малышам сосредоточиться на увлекательной деятельности, успокоиться, начать советоваться с другими детьми и воспитателем.
В коррекционных играх гиперактивные дети учатся искать и находить выходы из конфликтных ситуаций, самостоятельно выбирать оптимальный способ поведения, избегать агрессивных проявлений в собственном поведении.
Таким образом, коррекционные игры могут быть эффективным средством преодоления трудностей в поведении дошкольников и должны применяться в повседневном педагогическом процессе дошкольного учреждения.
Важными составляющими этой системы должны быть признание личностных достоинств детей со стороны родителей, установление доброжелательных отношений с ними, обеспечение успешных результатов в различных видах деятельности, постепенное включение в общение со сверстниками, развитие умений саморегуляции поведения.
Так давайте дарить радость себе и детям. В наших силах больше играть и общаться с детьми!
Автор: Воробьёва Елена Владимировна
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересная работа! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную работу! Она многим будет очень полезна. Дальнейших вам успехов! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!