Регистрация

Активизация мыслительной активности ребенка в развивающих играх

  • 3 марта 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Внеурочная деятельность в образовательном учреждении» 

Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, сензитивный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и дифференциация отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Это создаёт благоприятные условия для начала формирования у ребёнка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, речи.

Одной из приоритетных задач, которых я ставлю перед собой в работе с детьми – это найти эффективные средства активизирующие мыслительную деятельность детей. Я занимаюсь данной темой, потому что считаю, что активизация мыслительной активности дошкольников – одна из самых актуальных  проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. 

Средства развития мыслительной активности детей разнообразны. Анализ жизненных ситуаций, осуществляемый совместно с ребенком, его экспериментирование с предметами и объектами природы, разнообразные игры и многое другое способствуют развитию у детей гибкости мышления, умения создавать образ и оперировать им, рассуждать, выявлять противоречия, соглашаться с чьим-то мнением или отстаивать свое. Особое влияние на развитие мыслительной активности у дошкольников оказывают развивающие игры.

Развивающие игры стали особо популярны в связи с реорганизацией всей системы образования в нашей стране, когда игра вновь тала рассматриваться в качестве одного из важных средств обучения, развития и воспитания ребенка.

С введением  новых ФГТ изменился подход педагогов к воспитательно-образовательному процессу: процесс приобретения знаний  совершается исходя из интересов детей. Поэтому перед нами, педагогами стоит важнейшая задача: спроектировать так образовательный процесс, чтобы он стал интересен ребенку.

Важное значение, как показала практика, имеет разнообразие форм проведения, как совместной деятельности, так и самостоятельной, в которых важное значение имеет игра – ведущий вид деятельности дошкольников

Соединение в игре серьезного интеллектуального занятия и забавы, размышления и развлечения. Направленность игр на развитие мыслительных процессов сравнения, обобщения, абстрагирования требует от играющего высокого уровня интеллектуальной активности. В развивающих играх скрыта возможность самостоятельно находить ответы на многие вопросы: в чем гармония сочетания фигур, как обеспечить трансформацию цветов и форм одновременно, изменить форму игрового устройства и т.д., что характерно для таких игр, как «Сложи узор», «Уникуб», «Цветок лотоса» и других. Каждая из развивающих игр – как правило, модель действительности. Раскодирование заданного в игре означает успешное самовыражение личности, проверку своих возможностей, участие в своего рода интеллектуальном тренинге.

Качества личности (самостоятельность и инициативность, креативность и др.) и умения (комбинировать, предполагать, видоизменять и др.), приобретенные в играх, применимы в любой учебной и жизненной ситуации.   В развивающих играх, в этом и заключается их главная особенность, удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно и по способностям.

Педагогическая значимость в использование  развивающих игр позволяет разрешить в  сразу несколько проблем, связанных с развитием интеллектуально-творческих способностей детей: во-первых, развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста; во-вторых, их задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; в-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно; в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, родители незаметно для себя приобретают очень важное умение держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. 

Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, пространственное представление, воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки.

Дети, воспитанные на развивающих играх, легко адаптируются в социуме, способны решать нестандартные задачи и ситуации.

Это подтвердили и результаты диагностики интеллектуально- творческих способ­ностей, проводимой в  старшей и подготовительной группе, на занятиях  и вне их систематически использовались развивающие игры. Дети легко и быстро справились с заданиями и показали хорошие результаты. Одновременно проводилась аналогичная диагностика с детьми таких же возрастных групп, где  в обучение не использовалась данная технология, результаты были значительно ниже.

Это еще раз подтверждает, что развивающие игры эффективно развивают психические процессы, происходит раннее творческое и интеллектуальное развитие детей.

Приложение: Презентация 

Автор: Мамкова Светлана Васильевна, воспитатель, высшая квалификационная категория, МАДОУ № 134, г. Томск. Стаж работы 40 лет.

4 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 4)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Николаевна

Ирина Николаевна 04.03.2013 в 20:59

Уважаемая Светлана Васильевна! Активизация мыслительной деятельности при помощи развивающих игр - нужное дело. Однако, на мой взгляд, Ваша работа содержит мало конкретики, в статье общие фразы, нет примеров проводимых игр, а это делает её малопонятной для несведущего человека, который, возможно, захотел бы воспользоваться Вашим опытом.

Ирина Владимировна

Ирина Владимировна 08.03.2013 в 17:57

Уважаемая Светлана Васильевна! К сожалению, мне нечего добавить к комментарию Ирины Николаевны.Материал не доработан.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!