Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Отделение раннего эстетического образования музыкальной школы имени С. М. Старикова при ТГМПИ им. С.В. Рахманинова седьмой год работает на базе МБДОУ центра развития ребенка – детского сада № 70 города Тамбова.
Начиная с первой младшей группы, ребята знакомятся с удивительным миром музыки на уроках фортепиано. Занятия проводятся с одним или двумя детьми один раз в неделю в музыкальном кабинете.
Интегрированное занятие для младших дошкольников по фортепиано на тему «Живые звуки музыки»
Цель: Воспитание эстетического вкуса и обогащение музыкальных впечатлений детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Лиза и Оля сидят за инструментом. В начале урока даю каждому ребёнку по шарику.
– У нас в руках шарик, давайте сделаем ему шапочку ладошкой и покатаем по крышке фортепиано. Затем перекладываем шар в другую руку и катаем шарик другой рукой. Забираю шарики.
– А теперь представьте, что шарики остались в руках, пальчики собраны. Руки прыгают по крышке инструмента, как мячики:
Мячик прыгал высоко – руки вверх поднимаем
Мячик прыгал далеко – прыгаем вперёд
Мячик прыгал и упал – на колени
И опять он поскакал – на крышке фортепиано.
Далее делаем вместе с детьми пальчиковую гимнастику по сборнику Т. А. Ткаченко:
1. Стирка.
2. Зайцы.
3. Дом и ворота.
4. В домике.
5. Мостик.
6. Надувной шар.
Открываю крышку фортепиано:
– Давайте поиграем на фортепиано.
Показываю картинку с изображением дятла, стучащего по дереву.
– Представим, что 2 пальчик – это клюв дятла, и сыграем на фортепиано, как он стучит по дереву? (Тук – тук – тук). Играем на любой белой клавише.
– На рисунке на качелях у нас сидят мишка и зайка. Мишка живёт у нас в низком регистре, а зайка в верхнем регистре. Давайте сейчас их покачаем на качелях: вверх-вниз.
Вместе со мной дети попеременно играют третьим пальцем правой и левой руки на белых клавишах.
– Посмотрите, едет машинка. Как она сигналит? (Би-би-би).
Играем вторым пальцем правой руки на одной чёрной клавише сигнал машины.
– А сейчас в гости к нам пришёл петушок. Давайте споём ему песенку: Петушок, Петушок, золотой гребешок.
– А теперь сыграем на одной нотке.
Дети поют и третьим пальцем правой руки играют на ноте «до» эту песенку.
– А теперь я дам Оле маракасы большой и маленький. Когда музыка будет звучать громко на forte, надо играть большим маракасом, а когда тихо
на piano маленьким. А Лиза будет играть вместе со мной на фортепиано.
Играем вместе «Польку » М. Глинки: первый раз играем громко, второй раз повторяем тихо. Потом девочки меняются ролями.
– А сейчас я расскажу сказку о кукле Даше. Жила была кукла Даша и однажды она заболела. Послушайте, какая грустная мелодия звучит.
Играю на фортепиано пьесу П. И.Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома».
– Вдруг в дверь постучали. Кто пришёл в гости к кукле, проведать её?
Играю пьесу В. Николаева «Зайчик».
– Что зайка несёт в подарок кукле? (Морковь, фрукты).
– А это кто идёт по тропинке к домику Даши?
Играю пьесу В. Николаева «Медведь».
– Какие гостинцы несёт с собой? (Мёд, малину, варенье).
– А кто стучится в окошко?
Играю пьесу В. Николаева «Птички». Узнав птичек, дети придумывают, что они несут кукле в подарок.
– Кукла Даша поправилась. Она благодарит своих друзей за помощь, и они танцуют.
Играю пьесу Д. Кабалевского «Клоуны». Дети хлопают в ладоши.
– Давайте представим, как будет плясать медведь? (Хлопают медленно).
– А зайка? (Быстро хлопают).
– А теперь все спрятались. (Тихо хлопают).
– Все танцуют вместе. (Громко хлопают).
– Кукла устала, ей пора спать. Давайте споём колыбельную кукле Даше: Баю, баю, баю, бай. Поскорее засыпай.
– Кукла засыпает, а наше занятие заканчивается. Закрываю крышку инструмента.
Литература:
1. Алпарова Н., Николаев В., Сусидко И. Музыкально - игровой материал для дошкольников и младших школьников: На лугу.– М ., 2003.
2. Иванова О., Кузнецова И. Новый музыкальный букварь для самых маленьких.– Р., 2006.
3. Ткаченко Т. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М., 2005.
4. Чайковский П. Детский альбом.– М., 1992.
Автор: Антюфеева Ольга Александровна, преподаватель МШ им С.М.Старикова при ТГМПИ им. С.В.Рахманинова, город Тамбов. Общий стаж 6 лет. Дипломант областного фестиваля-конкурса исполнительского мастерства преподавателей детских музыкальных школ, школ искусств.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Ольга Александровна! Во-первых, русская народная песня "Петушок" поется на трех ступенях звукоряда, а не на одной. Надо с первой младшей группы приучать детей к правильному интонированию песен. Если хотите играть на одной нотке, целесообразнее брать песни, мелодии которых построены на одном звуке, например, "Андрей-воробей".
Во-вторых, в той части занятия, когда звери приносят подарки, можно использовать наглядный материал в виде картинок (малина, морковь и т.д.) для прохлопывания ритмических рисунков. Детям нравятся ритмические игры, а в данном занятии они будут уместны.
Большое спасибо за рекомендации! Дети любят ритмические игры и я использую песню "Петушок" на одной ноте для освоения ритма песни. А в дальнейшем мы её обязательно играем на фортепиано так, как она поётся.
Мне понравилось, хотя проводила всего один урок музыки на практике. На мой взгляд, получилось здорово! Кроме решения поставленных задач, учитель ведёт работу над развитием речи дошкольников. Занятие проходит легко, непринуждённо.
Желаю успехов, Ольга Александровна!
Огромное спасибо!!! Мне очень нравится заниматься с малышами.Я стараюсь,чтобы им было интересно,весело и музыка поселилась в их маленьких сердцах!
Удивительный проект!!! Ольга Александровна, спасибо за интересный опыт!!! Чувствуется, что ВЫ очень увлечённый педагог!!! Удачи Вам и Вашим малышам!!! ПРЕКРАСНОЕ делаете дело!!!!
Я простой воспитатель, но возьму на заметку пару ваших приёмов для развития музыкальности детей.
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!