Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Получив в свое распоряжение такие блага цивилизации, как молнии, кнопки и липучки, дети перестали автоматически приобретать необходимые навыки мелкой моторики, пальчики «разленились» и не успевают учиться вместе со своим хозяином. Количество детей, имеющих моторную неловкость, неуклонно растет, а родители все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад.
Отсюда вытекает важная проблема: как помочь ребёнку преодолеть моторную неловкость. Найти ответы на непростой вопрос помогла реализация проекта «Сказку расскажи руками».
Если решать проблему сообща – результат будет намного выше. Именно поэтому к реализации проекта были привлечены не только дети средней группы, посещающие логопедический пункт, но и воспитатели, родители детей, а также музыкальный руководитель ДОУ.
Определив проблему, наметили цель. Реализовать проект– значит решить круг определённых задач. Как главный результат проектной деятельности был запланирован детско-родительский фестиваль пальчикового театра «Театр на ладошке».
Но прежде чем дети порадовали своими выступлениями, была проведена большая ежедневная работа по преодолению моторной неловкости пальцев и кистей рук. А именно: ежедневные физминутки на занятиях, динамические паузы на музыкальных занятиях, массаж и самомассаж на коррекционно-логопедических занятиях, пальчиковые гимнастики, продуктивные виды деятельности.
Определённая последовательность работы над преодолением моторной неловкости от простого к сложному стала алгоритмом. Началась работа с определения мышечного тонуса кистей рук, что способствовало правильному выбору приёмов массажа и самомассажажа для нормализации тонуса.
Игры без слов на первых порах помогают ребёнку сосредоточиться на точном выполнении движений.
Для повышения устойчивого интереса в дальнейшем движения выполняются с подкреплением слов, как в стихотворной, так и произвольной форме.
Дети с большим восторгом играют с предметами, разными по фактуре, обогащая сенсорный опыт, дозируя мышечные усилия.
Как уже говорилось ранее, занятые родители мало времени уделяют своим детям. Поэтому важной задачей было привлечь их внимание к проблеме малышей и помочь им с ней справиться. Хотелось сделать общение родителей и детей творческим, раскрепощённым, помочь увидеть в своих малышах искру таланта. А ребятам помочь стать яркими звёздочками. Домашние творческие задания на выходные помогли раскрыть таланты не только детей, но и родителей. Музыкальный руководитель помогла подобрать спектакли, составить сценарий и провести фестиваль «Театр на ладошке».
Дети, участвующие в спектаклях, имеют сложные нарушения речи и как следствие – скованны, зажаты, на утренниках стараются остаться на заднем плане. Возможность выступить и проявить себя – это ещё и решение коммуникативных проблем.
Выставка литературы по теме проекта дала возможность родителям ознакомиться с многообразием форм работы с ребёнком по преодолению моторной неловкости, выбрать удобную для себя форму работы.
В итоге важно отметить, что в ходе реализации проекта происходит творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее и речевое развитие дошкольников:
Автор: Кендегелян Лариса Валентиновна, учитель-логопед МДОУ № 81, город Мурманск, вторая квалификационная категория, педагогический стаж – 23 года; лауреат I степени Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации -2011».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Развитие мелкой моторики имеет огромное значение в развитии речи детей. Вы представили интересный опыт для решения этой задачи, спасибо! Уверена, многим коллегам Ваша работа принесёт практическую помощь! Удачи))
Наталия Васильевна, огромное спасибо за оценку моего труда. Думаю, озвученная проблема известна не только мне и многие ищут пути её решения. Если мой опыт в поиске интересных решений будет кому-то полезным - буду только рада.
Лариса Валентиновна, работа замечательная, а главное, нужная! Вот такие замечательные педагоги, как Вы, и помогают нам, прикладникам. Детки приходят в дополнительное образование более умелыми! Спасибо за Ваш труд! Приглашаю оценить мою конкурсную работу "Славу умом добывают"
Лариса Валентиновна, хочется ометить, что представленная вами работа интересна и нужна для малышей. Молодец!
спасибо, надеюсь идея "Театра на ладошке" поможет не только педагогам, но и малышам, имеющим проблемы не только с пальчиками, но и стеснительным, замкнутым, не уверенным в себе.