Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам творческого развития детей, которое определяют разнообразные факторы и в первую очередь те, которые связаны с дошкольным возрастом.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творчества. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство закладывается то, что во многом определяет дальнейшее развитие ребёнка.
Каждый ребёнок владеет огромным количеством скрытых возможностей и, появляясь на свет, уже обладает удивительной способностью – стремлением к познанию окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта способность не находит необходимой поддержки, и тогда ребёнок перестаёт развиваться согласно своему дарованию, а его творческий потенциал так и остаётся нераскрытым.
Из этого следует, что способности не бывают врождёнными и всегда являются результатом развития. Они развиваются в соответствующей конкретной деятельности. Врождёнными могут быть только природные задатки, которые и оказывают влияние на проявление тех или иных способностей ребёнка.
Основываясь на вышесказанном, можно определить детские творческие способности как индивидуальные особенности ребёнка, благодаря которым он может успешно заниматься творческой деятельностью.
Все дети по природе своей обладают различными потенциальными способностями. Однако необходимо отметить тот факт, что для развития этих способностей нужны определённые условия. К таким условиям следует отнести: окружающую среду (микросоциум ребёнка), деятельность, семью и тех людей, которые работают с ребёнком в дошкольном образовательном учреждении.
И именно в дошкольном учреждении благоприятно сочетаются те факторы, которые влияют на развитие разнообразных способностей детей – это и непосредственно организованная образовательная деятельность (изобразительная деятельность, музыка, физическая культура и др.), и дополнительное образование детей, которое в полной мере может удовлетворить потребности ребёнка.
Для того чтобы выявить преобладающие способности детей в ДОУ мы провели анкетирование родителей детей среднего, старшего и подготовительного возраста. Всего нами было проанкетировано 98 родителей: две средние группы (43 человека), одна старшая группа (21 человек), одна подготовительная к школе группа (23 человека) и одна разновозрастная группа (11 человек). По данным анкетирования у 34% детей среднего и старшего дошкольного возраста преобладают творческие способности.
Учитывая данные анкетирования, мы провели диагностику, направленную на выявление танцевальных способностей, а также развитие двигательных умений и творческой активности детей.
Следует отметить, что по результатам диагностики были выявлены следующие результаты: из 100% детей 54% показали низкий уровень, 38% – средний уровень и лишь 8% детей показали высокий уровень развития танцевальных способностей, двигательных умений и творческой активности.
Таким образом, мы посчитали необходимым организацию дополнительной образовательной деятельности по формированию и развитию танцевальных способностей детей в рамках кружковой работы. Нами была разработана и введена в практику программа кружка ритмики «Каприз».
Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движении. Развитие чувства ритма – это развитие способности детей в области эмоционального восприятия и воспроизведения целостных музыкальных образов.
Увлекательные и полезные занятия сформируют у ребенка правильную осанку, разовьют координацию и пластику тела, которые можно будет поддерживать в течение всей жизни. Ритмика положительно влияет не только на физическую подготовку ребенка, но и развивает у него восприятие музыки и воображение.
Цель кружковой работы – формирование творческих способностей, способностей к самовыражению и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.
Программа кружка ритмики предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) и включает в себя 36 занятий в год (из расчёта 4 занятия в месяц); продолжительность одного занятия 20-30 минут (в соответствии с возрастом). Занятия проводятся по подгруппам, все занятия имеют единую сюжетную направленность, проводятся в игровой форме с учётом интересов и индивидуальных особенностей детей.
В ходе занятий решались такие задачи:
Исходя из этого, работа на занятии строилась в двух направлениях:
Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.
Данное направление мы считаем основным в формировании творческих способностей, так как в процессе развития у детей способности импровизировать под музыку, педагог использует самые разнообразные методы и приемы: рассказывает детям о музыке, о композиторе, показывает картинки. Очень важно показать, что музыка гораздо тоньше слов и её сложно пересказать, нежели чем движение, пластика тела, которые могут гораздо тоньше выразить музыкальный образ. Для импровизаций важно использовать атрибутику: ленточки, палочки, веночки, звездочки, веточки, шарфики и другое. Педагог на занятии принимает активное участи в свободном движении под музыку – это создаёт особую атмосферу сотворчества детей и взрослых.
После двухлетней работы кружка нами была проведена повторная диагностика развития творческих способностей, двигательных умений и творческой активности детей. По итогам которой следует отметить, что низкий уровень не выявлен, 58% показали средний уровень и 42% – высокий уровень.
Таким образом, считаем, что проведённая в рамках кружка ритмики «Каприз» работа дала положительные результаты.
Исходя из полученных результатов диагностики, перспектива развития данной кружковой работы нам представляется в следующих направлениях:
Танец, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития; в танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества воображения.
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и проблем, привлекающих внимание. Формирование танцевального творчества – это одна из программных задач детского сада. Обучение детей отдельным движениям и танцам является подготовкой к творчеству. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Дошкольников как можно раньше следует побуждать к выполнению творческих заданий, необходимо динамично связывать обучение и творчество, так как творчество – один из методов освоения предлагаемого для изучения материала.
Автор: Митькина Евгения Павловна, воспитатель 2 кв. категории МБДОУ Детский сад № 96 «Сосенка», г. Архангельск. Пед.стаж 5 лет 6 месяцев; пед достижения: лауреат конкурса «Педагогическое вдохновение» в номинации «Истории успеха» 2011 г.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Евгения Павловна, рада новой встрече на страницах портала! Вы как всегда, НА ВЫСОТЕ!!!! С большим удовольствием познакомилась с Вашим опытом! Прекрасная инициатива!!! Так держать!!!
Наталия Васильевна, огромное спасибо за тёплые слова и высокую оценку моей работы!!!